Примерное время чтения: 12 минут
371

Когда не надо слушаться взрослых

По роду своей работы мне часто приходится иметь дело с детьми в Исправительных учреждениях. Там содержатся несовершеннолетние мальчики и девочки с искалеченными судьбами, большая часть которых пострадала по вине взрослых. Кто-то попал в эти стены "благодаря" собственным родителям - алкоголикам и наркоманам. Но много и таких ребят, которые попались в сети распространителей наркотиков и людей, занимающихся другими уголовно наказуемыми делами. Поэтому взрослые - прежде всего родители - должны научить детей различать добро и зло, разъяснить, в каких случаях взрослых слушаться можно, а в каких - категорически нельзя.

Манипуляции с "правом выбора"

Сейчас к нам привносится очень опасная "педагогическая" методика - якобы для профилактики давать детям подробные знания о наркотиках, чтобы ребенок мог сделать "сознательный выбор".

Какой же это выбор - между жизнью и смертью? А ведь именно подробная информация и подталкивает к выбору смерти. Когда к многомиллионной детской аудитории обращается кумир с воспоминаниями о годах, проведенных под наркотическим кайфом, добрый доктор утешает рассказами о чудесных методиках исцеления, проводят тренинги перехода к более безопасным наркотикам - порог опасности совершенно исчезает.

Я считаю, что к информации о наркотиках ребенка надо настроить резко отрицательно, сказать:

- Не верь, это ложь, придуманная наркомафией, чтобы втянуть доверчивых подростков и нажиться на их горе и смерти. Безопасных наркотиков не бывает.

Надо всеми способами оградить ребенка от подробностей о наркотиках. Общее представление он и так получает через средства массовой информации. Говорить же ему надо только о том, что наркотики - это страшное зло, это то, что ведет к разрушению личности.

Говоря о правах ребенка, мы должны понимать, что есть юридически обоснованная позиция: ребенку до определенного возраста весь объем информации давать противозаконно. Нельзя давать информацию, для которой он не созрел. Недаром у нас все-таки устанавливается в законе срок полной юридической ответственности - с 18 лет, когда человек в состоянии адекватно оценивать ту или иную информацию и отвечать за свои поступки. Ведь даже 14-летние дети, совершившие преступления и правонарушения, проходят у нас совершенно по другим законам, чем совершеннолетние - у них нет полноты ответственности взрослого человека.

В капкане "мелких услуг"

Значительную часть преступлений несовершеннолетние совершают в группах. И руководителями этих групп, как правило, являются взрослые преступники. Как подростков вовлекают в эти группы?

Учитывая, что значительная часть подростков сейчас вытеснена из школы, обитает на рынках, на бензоколонках и автомойках, где они пытаются хоть как-то подработать, чтобы поддержать свое существование, помочь родителям, мы должны отдавать отчет в опасности этих мест. Именно здесь сверстники (часто по наущению взрослых) просят ребят выполнить какие-то незначительные поручения: что-то куда-то принести, что-то доставить (например, принести чемодан, отнести по адресу какие-то вещи). Это должно сразу насторожить родителей и самих ребят, которые не знают, что в этих чемоданах.

Часто эти мелкие услуги оказываются крючком, на который ловят ребят, после чего дети попадают в более сложные ситуации. Эти услуги всегда оплачиваются деньгами. Подростку платят не только за саму услугу, но и за молчание. Дальше - больше.

Если ребенок хочет отказаться, понимая, в какую ситуацию он попал, ему сообщают, что он совершил противоправное действие, что его в любой момент могут сдать в милицию - и потому он должен выполнять все, что ему говорят.

Безопаснее "сдаться" самому

Как поступать в этой ситуации? Конечно, угроза "сдадим в милицию" реальна, но здесь лучше из двух зол выбирать меньшее. Гораздо безопаснее пойти самим в отделение милиции и заявить об этом, чем продолжать подчиняться взрослым преступникам. Выход есть. Если подросток признается, что он выполнял чьи-то поручения, - это пока еще не преступление, а только уголовный проступок, и родителям и детям нужно знать, что за эти проступки, говоря обыденным языком, он в тюрьму не попадет. В худшем случае может состояться беседа в комиссии по делам несовершеннолетних, фиксация этого проступка в документах соответствующего отделения милиции. И самое тяжкое, чего можно ожидать, это условное осуждение - и все!

А что такое условное осуждение? Да, у человека будет судимость - но он остается на свободе, остается в своей семье, под надзором родителей или лиц, заменяющих родителей. Практически в его жизни мало что меняется, просто он попадает под более пристальный контроль со стороны административных и милицейских органов. Конечно, это неприятно, но гораздо лучше, чем, в конце концов, совершить более тяжкое преступление и попасть на несколько лет в места лишения свободы.

Кому грозит колония?

Среди наших воспитанников есть дети, которых мы условно называем "дети из благополучных семей". Но это благополучие, на мой взгляд как педагога, иногда просто видимость. Это благополучие материального характера: ребенок сыт, одет, обут, имеет все, у него есть компьютер, "видик", магнитофон и так далее! Он может развлекаться с ребятами. Но иногда именно такие дети бывают брошены на произвол судьбы - об их нравственности никто не заботится. Поэтому они часто совершают преступления не потому, что они голодны и им надо поддержать свое существование, как у большинства ребят из неблагополучных семей, а совсем наоборот - уже с жиру, как говорится, - оттого, что их потребности сформированы совсем не лучшим образом. И для них нормой становится агрессия, чувство превосходства над другими. И, как следствие, преступление на этой почве.

Хотя бывают и такие ребята из благополучных семей, которых взрослые или более старшие ребята просто затащили в эти то ли группы, то ли секты, то ли банды, существующие во дворе или в районе.

Поэтому, конечно, родителям очень важно иметь полное доверие со стороны ребенка, чтобы он всегда рассказывал им, в какие жизненные ситуации попадает. Если нет в семье таких добрых отношений, то это чревато большими опасностями, потому что ребенок будет скрывать свои, как мы их называем, неформальные негативные связи. И в результате, когда происходит беда, родители часто недоумевают: как же так, хорошая семья, хороший мальчик и вдруг он попал на скамью подсудимых!

Специалист специалисту рознь

Часто 12-14-летним детям советуют: мама вам запрещает что-то, говорит, когда ты должен прийти домой, а вы не слушайтесь, отстаивайте свою независимость. А взрослым советуют "не опекать" детей.

Недавно я видела передачу, где психолог доказывал это маме. Та говорила, что волнуется, когда ее дочка поздно возвращается домой, едет ночью одна в лифте - и мама встречает ее, как правило, у подъезда. Вместо того чтобы одобрить материнскую заботу (ведь в лифте девочка может быть обижена - сейчас там случаются и грабежи, и убийства, и изнасилования), психолог говорит: "Знаете, это не проблемы детей, это ваши проблемы! Вы должны побороть свои страхи".

Когда я смотрела эту сцену, то до глубины души кипела от негодования. Как же можно давать родителям такой совет - пусть приходит, когда хочет, а страхи, мол, это ваши проблемы! Вроде бы мама боится, переживает за себя, а не за дочку, и "третирует" ребенка для собственного спокойствия. Доверять мнениям таких "специалистов" нельзя!

Надо сказать, что в возрасте 14-ти лет дети сами могут осмыслить, кто им друг, кто им враг, кому они могут доверять, кому нет. Надо научить их самостоятельно ориентироваться, как обезопасить себя от дурных людей и скверных внушений.

"Не говорите родителям!"

К сожалению, и школа сегодня является очень небезопасным местом. И хотя в большинстве стоят охранники, тем не менее всю территорию охранить невозможно. Естественно, около школ выбирают для себя "точки" и распространители наркотиков, и распространители порнографической литературы. Многое раздается сначала бесплатно. Но, известно, бесплатным бывает только сыр в мышеловке - это крючок, на который потом отлавливают неокрепшие души наших детей. Поэтому должно стать правилом - не брать ничего из бесплатных "сувениров" - будь то рекламно-зазывающие листовки, картинки, журналы и т.д.

А что касается обучения в школе, учить должен только учитель. Обо всех лекциях, дополнительных уроках родители должны знать заранее. Настраивайте ребенка: "Уйди. В крайнем случае обязательно расскажи".

Нередко на уроках, где говорятся всякие спорные вещи, дети слышат предостережение: "Не говорите родителям". Объясняется это вроде благовидными предлогами: вас не поймут, будут волноваться. И иногда напрямую говорят: взгляды родителей устарели, вы должны их перевоспитать, поэтому не говорите сразу родителям, а понемногу, чтобы они привыкли. Все это абсолютная чушь! Ребенок должен знать: выговорить надо обязательно!

Все дополнительные дисциплины в школе только по согласию родителей! Это право родителей, оно записано во Всеобщей декларации прав человека - это международный документ, принятый во всем мире.

У нас по традиции идет безоглядное подчинение - еще с тех времен, когда абсолютно все дисциплины вписывались в рамки Госстандарта, и никаких дополнительных предметов не было, согласия родителей на преподавание каких-либо предметов никто не спрашивал. Сейчас ситуация другая - надо избирательно подходить даже к культурным, массовым программам, так как в спектаклях, цирковых представлениях сегодня могут быть моменты, вредные для детей. В школе же ни Закон Божий, ни валеология не могут изучаться без согласия родителей - закон один для всех. Но обычно при внедрении валеологии не только не требуется согласия родителей, но насильно выстраивают ребят, снимают с урока и направляют в медико-педагогические школы, а что там делается - родители не знают!

Система критериев для родителей, по которым они могут судить об опасности, угрожающей их детям в школе:

  • Если ребенку сообщают, что нельзя говорить родителям, - то это абсолютно ненормальная ситуация и главный показатель того, что родителям надо бить тревогу - это значит, что уроки направлены во вред ребенку, на разрушение семьи. Здесь надо сразу же принимать энергичные меры - узнавать, в чем дело, требовать отмены, организовывать общественное мнение в школе, в классе, действовать через родительские комитеты, привлекать журналистов.

  • С ребенком надо провести работу и рассказать, что есть обязательные предметы - и мы в них не вмешиваемся, за это отвечает государство, а есть предметы необязательные, и вас могут уговаривать, чтоб вы их посещали. Обо всех этих дополнительных занятиях ребенок должен рассказать родителям: как они проходят, что им говорят. И если идет пропаганда против семейного воспитания - это нарушение закона.

  • Надо знать, что медико-педагогические консультации проводятся только для детей с отклонениями в развитии! Притом надо доказать, что у детей такие отклонения есть, а потом прибегать к помощи каких-то структур. Так что никакая медико-психолого-педагогическая школа не имеет право работать с детьми с нормальным развитием.

Родители должны знать, что ВЫБИРАТЬ - это ИХ ПРАВО, а совсем не администрации школы.

Но надо понимать и другое - мнением родителей могут манипулировать, когда обманным путем заставляют их дать согласие, например на преподавание здорового образа жизни.

Задают вопрос: "Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был здоровым?" Какой родитель не хочет, чтоб ребенок был здоровым? Программа подробно не раскрывается - дается урезанная информация о предмете, где звучат общие, правильные слова вроде "нравственность, семья, здоровье", - все за это голосуют. И теперь при таком "согласии" можно делать все что угодно.

Мне вспоминается случай в одном из городков в Подмосковье, где "здоровый образ жизни" стал идеей фикс всех директоров школ и гороно этого города. Страшно было видеть, как масса родителей, учителей, не зная полноты информации, не понимая, что именно входит в термин "здоровый образ жизни", были просто введены в заблуждение - им вдолбили в голову, что никаких опасностей здесь нет. Тогда как при введении любого предмета, выходящего за государственный стандарт, они должны были получить полную объективную информацию, какими бы красивыми словами ни прикрывался "здоровый образ жизни".

Так что мы должны ориентировать себя на грамотное сопротивление злу. Родители должны задавать грамотные, конкретные вопросы: ЦЕЛИ этой программы, ПОЛНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, которыми она будет реализовываться - и сразу станет ясно, что это методы медитации, оккультизма, ничего общего со здоровым образом жизни не имеющие.

Естественно, в программе должны быть отражены результаты, которые хотят получить ее авторы. Скажите - "Это всего лишь лозунг - "здоровый образ жизни", а конкретно, какие результаты вы хотите видеть от этих уроков?". Если же результаты не обозначены - тогда и говорить не о чем - зачем нам предмет, который не дает результатов?

Если мы настроимся на конкретные действия и на объединение сил родителей, только тогда мы сможем реально защитить детей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно