Примерное время чтения: 9 минут
82

Требуются герои (12.05.2004)

К Дню Победы по всем программам идут старые фильмы о войне. Собственно, это происходит из года в год, и удивительно здесь другое. Каждое новое поколение детей с тем же интересом, как когда-то их родители, смотрят "В бой идут одни старики" или "А зори здесь тихие...". Казалось бы, наши дети уже и не знают тех имен, которые были на слуху у нас: Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская... А фильмы все не устаревают. И все так же страстно детская душа жаждет подвигов...

"О подвигах..."

НИЧЕГО странного и удивительного в этом нет, если мы вспомним о родовой памяти. Какие свидетельства дошли до нас на каменных скрижалях, керамических черепках, пожелтевших папирусах? Что люди прежде всего хотели оставить в памяти потомков? Описание своих подвигов. Какой самый древний жанр в литературе? Эпос, повествование о героях и их свершениях, то есть подвигах. Герои появлялись во все времена. И отличали их от обычных людей две главные особенности: способность к самоотречению и непоколебимая уверенность в том, что они действуют во имя добра, во имя идеала. Но вот парадокс героизма. Совершая подвиг, герой неизбежно причиняет кому-то страдания. Возьмем самый, казалось бы, невинный случай, когда героическая личность никого не убивает, а, наоборот, спасает. Спасает, жертвуя собой. Предположим, выносит из горящего дома чужого ребенка, получая при этом смертельные ожоги. Героический поступок? Безусловно. Но дети самого героя остались сиротами, а жена - вдовой. А безутешные родители? А другие родственники? А друзья?

Если посмотреть под этим углом зрения на наших героев, в том числе и на оплеванного Павлика Морозова, то окажется, что они, безусловно, самые настоящие герои. Предать отца - страшное, чудовищное злодеяние, но не корысти ради, не ради кулацкого наследства Павлик Морозов пошел на это. Им владела идея справедливости (отец утаил зерно, которое изымали для спасения голодающих), которая - нравится нам это или нет, - безусловно, относится к разряду героических. Полезно помнить и финал Павлика: не возвышение по пионерско-комсомольско-партийной лестнице, а мученическая смерть.

Что же касается отказа, отречения от самых близких во имя идеи, то это воспели наши отнюдь не "социалистические" классики. Перечитайте стихотворение Лермонтова "Гяур", где мать с проклятиями изгоняет сына, бежавшего с поля боя. А героический Тарас Бульба, которым Гоголь искренне восхищается, - тот и вовсе убил своего сына-изменника. А ведь убить собственного ребенка - это поступок, нарушающий все законы, даже биологический. Поступок по человеческим меркам еще более чудовищный, чем предательство отца.

"О доблести..."

САМ собою напрашивается вопрос: а нужны ли ТАКИЕ герои? И что же это за вселенское благо, если оно несет страдания близким? Как сказал нам один папа: не нужен мне герой - пусть ребенок будет нормальным человеком. Но в том-то и дело, что невозможно вырастить нормального человека, если не предлагать ему в период его формирования возвышенно-романтические, героические идеалы.

Предвидим возражения, что жизнь - она совсем не возвышенная и шмякнет с этих романтических высот мордой об стол. Тогда что, разочарование? Но исходя из этой логики и сказки читать вредно. Там тоже сплошные герои и подвиги. И все не как в жизни. Да, разочарования неизбежны. Но идеал не ломает человека, а, напротив, дает ему психическую опору. Дает силы жить. Пережить грязь, унижения, насилие. Когда жизненный вихрь сбивает с ног, очень важно знать, что кто-то устоял, кто-то на ногах удержался.

Интересно, что даже те родители, которые активно не хотят дать своим детям романтическое воспитание, считая его ненужным или даже вредным, искренне недоумевают и возмущаются, когда видят в своем ребенке проявления трусости, эгоизма, равнодушия. Такому жалуются на неприятности на работе или в семье, а он: "Извините, это ваши проблемы". Его спрашиваешь, почему он девушку до дома не проводил, ведь было уже поздно. А он усмехается: "Что, я дурак, что ли? Она в таком районе живет... Там и башку проломить могут". И самое печальное, что такое "реалистическое" воспитание неизбежно оборачивается против родителей.

Наши знакомые, пожилые супруги, очень гордились тем, что дали своему сыну правильное воспитание: "Мы нашему Костеньке с пеленок твердили: в жизни романтические иллюзии только помеха. Трезвость, практицизм - вот что мы старались ему внушить. И посмотрите, какой он вырос! Его товарищи очертя голову влюблялись, очертя голову женились... И кто они сейчас? Костенька тоже был влюблен, но он знал: прежде всего учеба. Поехал в Москву, поступил в университет, встретил девушку-москвичку из хорошей семьи... Нельзя сказать, что это была бешеная страсть - у нее тоже трезвая голова. Но ничего, зато он остался в Москве, защитил диссертацию. Вы много видели, чтоб в тридцать лет получали лабораторию?"

А потом был Чернобыль (наши знакомые - киевляне). В Киеве началась паника, люди стремились разбежаться кто куда. Сесть на поезд было практически невозможно. Но за Костиных родителей мы не волновались. У Кости была машина. Конечно же, он их вывезет - так мы думали. И ошиблись! Нет, он не признался в своей трусости. Он очень разумно, рационально, без лишних эмоций объяснил, что у него двое детей и он не может себе позволить становиться инвалидом. "Трезвая голова", то есть Костина жена, была полностью солидарна со своим мужем.

В другой ситуации родители, может быть, и порадовались бы плодам своего воспитания. Но в данном случае они испытывали совсем иные чувства. И безусловно, сочувствуя людям, хочется задать вопрос: а на что они рассчитывали? Почему родители думали, что со всем миром у их сына будут одни отношения - рационально-практические и только с ними - лирические?

"О славе..."

ТОЛЬКО нужен ли этот старый, траченный молью отечественный хлам? У современных детей и герои должны быть современные. Их вон сколько! Арнольд Шварценеггер, Брюс Ли, Жан-Клод Ван Дамм... Не будем обсуждать, нравятся нам эти герои или не нравятся. Это вопрос вкуса. Важно другое. Пример для подражания должен быть высоким, но не далеким. И герои, для того чтобы вызвать не просто восхищение, а желание подражать, должны затрагивать в человеческой душе самые глубинные струны.

Возьмем Латинскую Америку. Казалось бы, испанским завоевателям-конкистадорам удалось принести туда все свое: язык, архитектуру, образ жизни, даже религию. А вот с героями все оказалось не так просто. При этом надо отметить, что в испанской истории чего-чего, а героев хватает. Однако в Латинской Америке почитаются сейчас другие герои. Прежде всего герои борьбы за независимость: Боливар, Сукре, Панчо Вилья.

А то, что герои должны быть не только сказочно-былинными и не только историческими, но и современными, - что ж, это правда. И надо отдать должное прежней власти: в данном вопросе она вела себя очень мудро. Герои и героические культы создавались, насаждались, поддерживались. "Свято место" не пустовало ни одного дня. Герои революции, герои гражданской войны, герои первых пятилеток, герои Великой Отечественной, герои-целинники, герои-космонавты...

А что мы видим сейчас? Ничего не видим. Но, может быть, героев действительно нет? Но как тогда быть с людьми, которые пожертвовали собой, бросившись гасить чернобыльский пожар? Герои? Несомненно. Но кто даже сегодня знает, помнит их имена? Не всех вместе ("герои-чернобыльцы"), а каждого в отдельности? Зато усиленно вдалбливается, что быть героем - занятие неблагодарное, что все равно этого никто не оценит. Льготной квартиры - и то не видать. Какая уж там слава и благодарная память потомков!

Чем утолить жажду романтики?

САМОЕ главное и самое печальное заключается в том, что романтика все равно не уйдет из нашей жизни. Да-да, не удивляйтесь, мы сознательно написали слово "печальное". Так как неистребимая, неизбывная романтическая потребность, не находя нормальных способов проявления, все равно проявляется, но уже патологически. Многие эксперты кинорынка недоумевают, почему наивные мексиканские телесериалы пользуются несравненно большей популярностью у наших телезрителей, чем американские и австралийские. Хотя последние гораздо более профессиональны, динамичны, с богатыми натурными съемками, острыми сюжетами? А что тут недоумевать? Все так понятно! Именно латиноамериканские сериалы оказались наиболее созвучны традиционным для России романтическим представлениям о любви и верности, дружбе и предательстве, бедности и богатстве. А вот романтика игры на бирже, романтика отчаянной борьбы за наследство и за место под солнцем - что поделаешь! - как-то здесь не идет... Ведь в "Богатых" важно не то, что они богатые, а что они "тоже плачут". Конечно, такая растянутая на сотни серий ширпотребная телепродукция - это типичный духовный наркотик. Но это еще и одна из безобиднейших форм утоления романтической жажды, порожденной неромантической действительностью. Наркотик в основном для барышень, домохозяек и пенсионеров.

А вот у юношей жажда романтики так тесно связана с жаждой действия, жаждой подвига, что ее "слезами богатых" не утолишь. Вернее, утолишь, только слезами натуральными, не телевизионными. И не ждите подросткового возраста, когда мечтательность достигнет апогея. С самого раннего детства рассказывайте ребенку о героях, о подвигах, не гнушайтесь именами, подвергнутыми сегодня официальному остракизму. Подбирайте соответствующий круг чтения. Главное - не бойтесь вырастить оторванного oт жизни мозгляка-идеалиста. Можем на этот счет вас успокоить: прагматической стороной воспитания у нас нынче занимается государство. Так что ребенок и без вашего участия узнает, в какой банк лучше положить деньги. Ваша же задача в другом. Пусть он узнает о радости "бесполезной" дружбы и бескорыстной помощи, о вечной любви, о работе не только ради денег, о том, что не все и не всех можно купить и... уж простите за опостылевшую нам с детства цитату-лозунг - и еще о том, что "в жизни всегда есть место подвигу"!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно