У российских школьников горячая пора - закончились выпускные экзамены, начинается зачисление в вузы. Горячая пора и у ЕГЭ - продолжается эксперимент по его использованию в качестве инструмента итоговой аттестации. Чиновники из Министерства образования и науки во всеуслышание заявляют, что эксперимент проходит удачно, закрывая глаза на, казалось бы, мелкие проблемы. Так ли на самом деле все гладко, как заверяют представители МОН?
ПРЕЖДЕ всего, отметим "продажность" ЕГЭ. Выдвигаемая в ранг главной, миссия единого госэкзамена победить коррупцию, похоже, провалена. Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нет необходимости иметь своих людей в аттестационной комиссии. Все гораздо проще. Достаточно компьютера с доступом в Интернет и умеренного бюджета, исчисляемого - желательно - в условных единицах. На просторах глобальной сети совершенно открыто функционируют сайты, предлагающие купить правильные ответы. Стоимость одного предмета - $120. Информация - из первых рук. Зная коррумпированность российской жизни, весомых оснований не верить нет. Оплата производится переводом - через web-money или банк - на счет в новозеландском банке. При определенных условиях возможны скидки. Каково? Конечно, есть вероятность, что ответы будут неверными, однако, в форумах школьники обмениваются мнениями и дают друг другу ссылки на подобные сайты.
Кстати, о форумах. Нередко там можно встретить объявления примерно следующего содержания: "У кого есть, пришлите ответы ЕГЭ 2005 по физике. В ответ пришлю ответы ЕГЭ 2005 по математике в течение 12 часов. Гарантирую, 100%. А у кого есть ответы по математике, можем свериться! Пишите! Жду!". Выпускники активно обмениваются информацией, продают и покупают ее. Масштаб "сделок" общероссийский: от Владивостока до Калининграда.
Второй отрицательный момент в ЕГЭ - его мифические гарантии, предполагающие, что каждый желающий без проблем сможет поступить в престижный вуз. Представить себе в действии такую ситуацию крайне сложно. Ведущие вузы страны до сих пор не хотят считаться с сомнительными результатами тестирования. По сути своей ЕГЭ - это аттестационный экзамен, который не дает гарантии, что вчерашний школьник пригоден для учебы в том или ином высшем учебном заведении. Любой университет, институт, факультет, имеющий хорошую репутацию, вряд ли согласится принять неизвестного Васю Пупкина из Урюпинска, пока сам не убедится в том, что из Васи сможет выйти что-то толковое. И пусть он напишет тест хоть на 100 баллов.
Чиновники утверждают, что вузам придется смириться. В частности, Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, недавно довольно категорично заявил, что вузы будут обязаны учитывать результаты общего тестирования. То есть подразумевается, что все российские университеты и институты уже проиграли в этой борьбе. Остается уповать лишь на то, что 30-50 ведущих заведений страны объединятся и либо найдут лазейку в законодательстве, либо заставят считаться со своим мнением.
Следующая проблема ЕГЭ - качество контрольно-измерительных материалов (КИМов). Приведем пример для наглядности. В тестах по географии встречается следующий вопрос: "Куда впадает река Волга - в море или озеро?". До сих пор нет четкого понятия, чем все-таки является Каспий - морем или озером. Думаете, морем? А вот Виктор Болотов полагает, что это озеро. Вам минус балл - машина не будет разбираться в нюансах, у нее программа четко прописана.
К сожалению, подобные ситуации - не редкость. Такое положение дел приравнивает экзамен к лотерее, - о какой оценке качества знаний можно говорить? Конечно, можно сослаться на экспериментальный характер явления, назвать это "детской болезнью", которая пройдет со временем. Но ведь проблема-то существует уже здесь и сейчас - решать ее нужно незамедлительно.
Тем временем эксперимент продолжается и набирает обороты, оставляя качеству желать лучшего. Между прочим, первый ЕГЭ состоялся уже в 2001 году. Все погрешности, выявленные при его проведении, было обещано незамедлительно исправить. Но воз и ныне там.
Между тем, Министерство образования обещает, что к 2008 году будет принят закон, который сделает тестирование обязательным. В связи с этим возникает простой вопрос: если за 4 года с начала эксперимента не изменилось ровным счетом ничего, что успеют сделать чиновники за оставшиеся 3 года?