Примерное время чтения: 9 минут
96

"Инвестиции в образование должны стать самыми прибыльными!"

- так считает Валерий ЧИЧКАНОВ - член-корреспондент РАН, проректор по научной работе Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Мы беседуем с ним о работе Академии и о проектах, в реализации которых принимает участие ученый.

- Валерий Петрович, Академия - единственное учебное заведение, учредителем которой является Президент Российской федерации. Означает ли это, что путь к нему для вас самый короткий?

- Конечно! Иногда те, кто не прошел по конкурсу, пишут Путину - мол, мечтаю о работе госчиновника, хочу учиться в вашей академии, помогите! (Улыбается.) А если говорить серьезно, мы гордимся тем, что поставляем Президенту свою продукцию - и в виде обученных чиновников, и в виде научного продукта.

- Насколько масштабно это производство?

- Говоря современным языком, Академия - огромный холдинг. Его центр в Москве, на него замыкаются 9 региональных отделений, которые находятся в федеральных округах, плюс еще 3 института повышения квалификации. Кроме того, у каждой из региональных академий есть свои филиалы и представительские центры. Итого - 94 структурных подразделения, которые находятся в 72 городах России. Так что обо всем, что происходит в стране, мы знаем не понаслышке.

- Интересно, кто учится в Академии?

- В основном госслужащие - 60-70 процентов. Здесь у нас своеобразная специализация. Региональные отделения занимаются госслужащими уровней субъектов федераций, у нас - уровень аппарата Администрации президента. Остальные 30 процентов слушателей - коммерсанты, представители банковских структур, тех или иных общественных организаций. Важно отметить и еще одно - в отличие от региональных отделений здесь в Москве получают только второе высшее образование.

- Есть ли конкурс среди поступающих чиновников?

- Просто сказать - есть, что называется поскромничать. В последние годы у нас в среднем по Академии - 2-3 человека на место. А на некоторые кафедры, особенно экономического и юридического профиля, - от 6-8 до 10. С одной стороны это приятно - значит, у нас есть выбор, с другой - конечно, тяжело. Это же не школьники, а люди с огромным опытом, многие - большие чиновники, которые приезжают поступать с серьезными рекомендациями.

- А много ли желающих продолжить образование после окончания Академии?

- Много. В аспирантуру на некоторые кафедры конкурс 12 человек на место. Научная работа ведется в большом масштабе - у нас 1600 аспирантов, докторантов и соискателей. Практически на каждой кафедре есть свой ученый совет. Эффективность работы аспирантуры достаточно высокая - если в среднем по России по завершению сроков учебы защищается 27 процентов, у нас - 60.

- Судя по всем названным цифрам, усилиями Академии образование наших управленцев серьезно улучшается. Но, к сожалению, инерция социальных процессов так велика, что это не так быстро сказывается на жизни большинства россиян...

- Да, это так. Я недавно был в Тверской области, в трехстах километрах от Москвы. Во многих деревушках - заколоченные окна, в оставшихся домах лишь дедки да бабки. А если и живут те, кому по 40 лет - у них нет работы. Нет ни магазинов, ни медпунктов - ничего нет.

- В ваших силах донести эту информацию до Президента...

- Именно это мы и делаем. Например, в Академии есть очень сильный социологический центр, который постоянно проводит исследования самого разного уровня и разной направленности. Все они достаточно масштабны и представительны - охватывают как минимум 30-40 субъектов Федерации. В результате обнажаются многие серьезные проблемы. Например, недавно проведенный опрос показал, что 70 процентов россиян почти не планируют будущее, живут сегодняшним днем. Этого не позволяют их доходы, ведь сейчас за каждый шаг нужно платить...

- Скажите, анализируя те или иные проблемы, вы даете свои рекомендации Президенту и Правительству?

- Конечно. Другое дело, что когда-то нас слушают, когда-то нет, а иногда просто не слышат. Вот конкретный пример. Наш уважаемый Президент постоянно собирает бизнесменов из других стран и агитирует их вкладывать деньги в нашу экономику. Более того - сейчас сложилась уникальная ситуация: мы сами вывозим деньги за границу и просим, чтобы иностранцы их нам ввозили. Но они не торопятся это сделать. Почему? Мы отвечаем на этот вопрос - потому что у нас нет целостной картины развития страны на длительную перспективу. Например, Америка и все крупные страны Европы имеют стратегию развития до 2020-2030-го года. Индия уже заглянула в 2035-й год, Китай - в 2050-й. Мы же "благодаря" Грефу не можем двинуться дальше 2010-го. Как иностранный бизнесмен может вложить крупные деньги (а речь идет об инвестициях в сотни миллионов долларов, которые могут себя оправдать лет через 10-15), если ни он, ни даже мы сами, не знаем, какой будет наша страна в 2015-м году? То есть пока не будет решен ряд важных системообразующих вопросов, никакие инвестиции нам "не светят".

Я привел это в качестве примера. Таких проблем много, мы их обсуждаем - на семинарах, конференциях, симпозиумах, круглых столах - и высказываем свое отношение, свои рекомендации.

- Уж если речь зашла о самых важных вопросах, нельзя не затронуть образование. Что вы думаете о тех переменах, которые сейчас происходят в этой сфере?

- С одной стороны, действительно, многое из того, что сейчас происходит, делается по настоянию времени. Возьмем, например, тот же Болонский процесс - раз идет такая масштабная экономическая интеграция стран, национальные системы образования надо приводить к единому знаменателю. Но ведь все зависит от того, как идти к этому процессу - что на этом пути сохранить, а что потерять. Разделить наше отечественное 5-летнее высшее образование на 2 уровня - бакалавр, магистр - это не простая арифметическая задача, ведь многие образовательные курсы связаны именно по вертикали. Тут нужна очень кропотливая работа в рамках каждого образовательного направления, каждой специальности. Важно не упустить цель, ради которой это делается - не для новых слов в дипломах, а ради нового качества современного образования, содержание которого должно быть конкурентоспособным на мировом рынке. Но раз мы подошли к рыночной экономике, то и к образованию нужно подходить как к бизнесу. Ведь во всем мире инвестиции в образование считаются самыми прибыльными! Это очень рентабельный бизнес - на 1 рубль вложений получается 2 рубля прибыли.

- Но этот рубль надо-таки вложить... Можно сколько угодно обсуждать содержание новых учебников, но если не платить зарплату учителям, не ремонтировать здания, не оснащать их оборудованием, вряд ли наш образовательный товар будет конкурентоспособным.

- Конечно. Несколько дней назад я получил письмо из одного нашего региона - пишут о том, что там ввели единый государственный экзамен. А это значит, что именно с этими баллами ребенок будет "стучаться" в двери всех высших учебных заведений. Но ведь сейчас уровень подготовки в сельских школах просто нельзя сравнить с городским. На такую зарплату, которую получают сельские учителя, прожить просто невозможно. А уж если кто-то и пытается это сделать - тут уж не до творческого роста - день-деньской нужно работать еще и на подсобном хозяйстве, чтобы прокормить семью. Поэтому уровень преподавания очень упал. И, как следствие - упал общий уровень образования. В целом же это серьезнейшая проблема, связанная с будущим страны.

- Я знаю, что вы были одним из первых, кто именно во благо будущего поддержал проект православного лицея. Расскажите, как появилась эта идея.

- Отправной точкой стало естественное желание уменьшить поток ребят-старшеклассников, уезжающих учиться за границу. Ведь уезжают-то хорошие дети и часто уже не возвращаются: поступают за границей в престижные университеты, а потом отдают свой ум на службу другому отечеству. Что нужно сделать, в общем-то, понятно - создать хорошие условия для учебы здесь, в России. Кроме того ребят нужно подготовить к поступлению в хороший, престижный российский вуз. Вот так, логически, мы и пришли к идее создания лицея при нашей Академии. А вот "изюминкой", стержнем обучения выбрали православие. Потому что именно в нем - великие духовные корни и та великая сила, которая питала и питает Россию.

После принятия всех этих решений, встретились с нашим Патриархом - Алексием. Он нас очень внимательно выслушал, задал много вопросов обо всех сторонах деятельности будущего лицея - программе обучения, условиях жизни воспитанников, и, конечно, о финансах. После этого, некоторое время поразмыслив, сказал: "Благословляю!" А в качестве партнера порекомендовал Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Так началось воплощение нашей идеи.

Конечно, мы готовы к тому, что выбранный путь будет долог и тернист. И понимаем, что находимся лишь в самом его начале. Но уже сейчас у нас есть главное - интеллектуальный потенциал. Мы пригласили очень хорошего директора, собрали команду сильных учителей. С материальной базой, конечно, гораздо сложнее. Спасибо Петру Ивановичу Задирову - это, действительно, человек государственного масштаба. Он взял большую часть проблем на себя - обучение будет организовано на Валдае, на его базе отдыха. Он реконструировал ее под новое учебное заведение - переоборудовал корпуса, закупил оборудование, построил замечательную церквушку. Свято-Сергиевая лавра взяла ее под свое покровительство. Содействие же лицею будет оказывать наша Северо-Западная академия - она находится к нему ближе всего.

Конечно, очень непростой вопрос - деньги, которые наши воспитанники будут платить за свое обучение. Но когда мы подсчитали, на какую сумму выходим - она получилась на порядок меньше той, которую тратят родители, отправляя детей учиться за границу. Кроме этого мы надеемся, что новый лицей станет для них привлекательным не только по этой причине.

Так эта идея сформировалась и начала реализовываться. Сейчас мы с трепетом ожидаем начала первого учебного года. Но не просто сидим и ждем, а делаем следующие важные шаги для того, чтобы у этого замечательного проекта было хорошее и стабильное будущее.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно