Примерное время чтения: 12 минут
252

Сохранить традиции - значит выжить

В сентябре в Москву приезжала Вологда. Она открылась жителям столицы головокружительным каскадом встреч, выставок, ярмарок, спектаклей, обменом знаниями и подарками и, наконец, светлой грустью прощального концерта Вологодской филармонии.

Какая чудная традиция - дружба русских городов! Если их жители, связанные общими корнями, одной духовностью, приезжают по-родственному в гости друг к другу, то страна крепнет как семья. Крепнет, если не утрачена духовная связь, если обмен идет не бациллами распада, а витаминами здоровья и роста.

Поэт говорит: "выживем!"

"Русский Север - оплот русской духовности, там бьют истоки народной жизни, а Вологда - ворота на север", - сказал на вечере в библиотеке Н. А. Некрасова вологодский поэт Михаил Карачев. Он так считает, хотя в его стихах присутствуют незримые оппоненты, "похоронная команда" России. Им он дает отповедь в одном из аллегорических стихов о заснувшей на ночь природе: "Все проснется, и все еще будет и сиять, и порхать за окном". Уверенность поэту внушают встречи с читателями, фестивали народного искусства, организуемые и в Великом Устюге, и в Никольске, и в Тотьме - там, где, по его словам, дух русский брызжет во все стороны. - Мы выживем за счет простых добрых человеческих чувств и сознания, что, потеряв совесть, мы погибнем, - сказал на прощание Михаил Карачев.

Ярмарка

Она открылась на улице Павла Корчагина утром, а в два часа дня перед москвичами появились талантливые девушки из череповецкого ансамбля "Гостья". "А я молодая люблю целоваться", - сообщили они зрителям в первой песне, а в следующей перешли поближе к телу, обратив особое внимание зрителей на "сисечки пушистые".

Небогатая московская интеллигенция, собравшаяся на ярмарку прикупить к столу продукты подешевле, приняла их неоднозначно, неразборчивых старушек оказалось мало, а подпитой молодежи, на которую, вероятно, рассчитывали организаторы концерта, среди зрителей и вовсе не оказалось.

Правда, несколько приличных молодых людей и матери с детьми появились у сцены, когда зазвучали знакомые слова: "Я буду долго гнать велосипед" и потом "Вологда-гда". Эти любимые народом песни прекрасно исполнил Виктор Голубев. Правда, держался он немного в ресторанной манере, что ему совсем не шло: откуда это? После выступления он объяснил:

- Пою в ресторане, и в ночных клубах, и в развлекательном центре, и ...в филармонии. Люблю и шансон, и романсы. Впрочем, мой вкус до сих пор формируется.

- Но сегодня прозвучали по-настоящему популярные песни.

- Это наше, вологодское. Отец мой дружил с Рубцовым, приводил его в дом, а теперь вот я пою песни на его стихи. Между прочим, и отец был поэтом.

- А мама?

- Она была мастером по настрою гармоний. К ней со всего Союза приезжали. Играла на гармошке очень хорошо, побеждала в конкурсах. Она меня научила играть, а вот настраивать гармошки не умею.

- Как думаете, ей понравилось бы то, что вы в ресторанах поете?

- Не думаю. А что делать? Приходится подстраиваться под публику.

- Скажите, дети ваши музыку любят?

- У меня дочь поет со мной в развлекательном центре. Она закончила то же училище искусств, что и я, а теперь учится в Академии искусств на отделении народного пения.

- И что же она поет в Центре?

- Попсу поет из репертуара звезд шоу-бизнеса.

- А народные песни?

- Только во время учебы. Больше их сегодня петь негде.

- Грустная картина: вот Вы, Виктор, отошли от материнских вкусов, а ваша дочь отошла от вас, то есть народная песня сегодня вам не нужна. Распалась связь времен.

- Это вынужденная ситуация. За праздничным столом в семье мы поем разные песни, в том числе и народные. Так что, думаю, мы от предков не отошли. То, что сформировано веками все равно пересилит.

В малом Манеже

В том, что Виктор Голубев прав лишь отчасти, и русская народная песня востребована, я убедилась в Малом манеже, где была развернута выставка достижений динамично развивающейся вологодской промышленности. Здесь каждый район области имел возможность рассказать о себе, о своих предприятиях, а чтобы получилось поинтереснее, например, Тотьма привезла с собой прекрасный ансамбль "Тотьмяночка", а Великий Устюг - фолькгруппу любимого в районе народного ансамбля "Горница". Этот коллектив изумительно пел вживую, пел о крае своем, о родном городе и, конечно, веселые частушки с выговором.

Полюбила я его
За рубашонку белую,
Ну, а он меня за ште,
Девоцку несмелую?

Сравните образ песенной героини "Гостьи", что предстал на ярмарке, и в частушках фолькгруппы "Горница". Разные девчонки, хоть и обе вологодские.

- Знаете, в нашу группу попасть непросто, - рассказала 22-х летняя Марина Чебыкина. - У нас многоголосье. Нужно иметь не только хороший голос, но и хорошие уши.

- А Вас вот взяли.

- Я с детсада пою народные песни. На концерте хора Дома детского творчества меня заметили преподаватели школы искусств и предложили заниматься у них. Мне тогда было 8 лет. Так я получила музыкальное образование и вот уже 10 лет пою народные песни.

- Вы - профессиональный музыкант?

- Нет, я юрист. Начальник юридического отдела администрации города. У нас в "Горнице" есть и педагоги, и продавцы, и парикмахер, и водители. Вот рядом стоят Зоя Лоскутова и Татьяна Мельникова, педагог и продавец. Зоя поет в "Горнице" -15 лет, Татьяна - 20.

- Для нас если репетиция сорвалась - просто беда, - объяснила Татьяна Мельникова. - Мы скучаем друг без друга. И петь ходим целыми семьями. Есть у нас певческая династия Лебедевых, Белоусовых, Шипицыных, Кузнецовых. А Наташа с Володей Белоусовым в нашей фолькгруппе встретились и потом поженились.

- Это правда, - подтвердила Наташа. - Как увидела его, так сразу и влюбилась. Сейчас мы оба учимся и работаем. Я преподаю в музыкальной школе, а Вове пришлось оттуда перейти на завод, чтобы кормить семью. "Горница" для него - отдушина. И для всех нас она - вторая жизнь, очень счастливая.

Фолькгруппа пела у стенда завода "Северная чернь". Когда выступление закончилось и артисты ушли, я стала рассматривать изделия из серебра, выполненные в самобытном стиле древнерусского искусства. Ко мне подошел незнакомый мужчина и стал рассказывать о технологии наведения черни по серебру. Ее мастера сохраняли из века в век. "Откуда он все знает?" - подумала я, а мужчина представился: Николай Александрович Суковаткин. Адвокат, кандидат юридических наук, член Вологодского землячества. Я озадаченно посмотрела на него. Он пояснил:

- Родился в Великом Устюге. Мать и отец всю жизнь работали на этом заводе. Так что для меня он родной, хоть я и стал военным. И сын у меня служит. Вот позавчера очередную звезду старшего лейтенанта получил. Но каждый год мы с сыновьями выбираемся на недельку в Великий Устюг, на могилы предков. А этим летом я водил их на завод. Директор организовал экскурсию, показал моим детям, где с 16 лет трудилась черневиком их бабушка, цех, где мастером работал дед. Производство тяжелое, вредное. Я хотел, чтобы сыновья поняли: если предки учили нас жить не по лжи, а по совести, то и сами так жили.

Вихрев против Вихрева

На сцене театра на Малой Бронной труппа вологодского ТЮЗа показывала пьесу по повести Б. Васильева "В списках не значился". В программке отмечено "сценический вариант театра. Режиссер-постановщик Борис Гранатов". Сценический вариант - это значит не так как у авторов, а по-своему.

Открылся занавес и на театральных подмостках появился центральный персонаж первой части - боец Сальников (актер С. Вихрев), эдакий недоумок в белых широких трусах и с пилоткой, надетой поперек головы от уха до уха. Вроде как не в армии, а на пляже, разглагольствует об упущенных любовных возможностях. И товарищи под стать ему (только что не в трусах), соглашаются: да, зря упустил долговязую, война, мол, все спишет. Об оружии, дисциплине, умении быть на чеку - дело-то происходит на западной границе - в этой тюзовской армии говорить не приходится. Чего нет, того нет в сценическом варианте театра. А изображают актеры защитников Брестской крепости, то есть бойцов двух наших стрелковых дивизий и пограничников.

И вот зрителей оглушает отнюдь не условный грохот. На сцене идет бой. Безоружный Сальников в своих клоунских трусах справляется с кучей вооруженных до зубов фашистов, и еще успевает спасти жизнь своему командиру Плужникову. Впоследствии все солдаты спасали жизнь этому же командиру, пока не полегли в полном составе, включая Сальникова, оставив Плужникова одного против целой немецкой дивизии.

Тут-то он и оказался в подземелье на складах оружия и продовольствия, выходы из которых после взрывов завалены битым кирпичом. Здесь укрылись от вражеских пуль предатель - украинец Федорчук и русский солдатик Вася Волков - слабый умом и телом и впоследствии совсем потерявший рассудок (наверное, от страха). И с ними волею судеб непорочная умная нежная еврейская девушка с красивым именем Мирра.

Офицер Плужников, который после каждого боя закатывал истерику, на этот раз решил покончить с собой.

Ну, не нравится ему обстановка в крепости, и регулярные войска не подоспели на помощь, даже гора оружия - иди, воюй, - не радует. Он взводит курок, но тут бесстрашная патриотка Мирра отнимает у него боевое оружие и напоминает, что долг советского офицера - защищать Родину. Так что Плужникову повезло: встретил насквозь положительную девушку. Да и стране в целом повезло: если бы не она, некому стало бы защищать Брестскую крепость, за которой вся Россия. Но тут появляются два злодея, два русских солдата. Они уговаривают Плужникова бросить Мирру.

Плужников (актер Эдуард Аблавацкий) произносит пламенную речь, сравнивая этих русских с фашистами, однако дает им оружие, чтобы убирались бороться с врагом. А сам остается с любимой девушкой Миррой.

В этом спектакле много занятных сцен: например та, где поляк-католик объясняет Плужникову - выпускнику военного училища, москвичу из интеллигентной семьи, кто такой Александр Невский. И в очередном бреду Плужникову является именно поляк, а не Александр Невский и приказывает встать и воевать с врагом.

Или другая сцена, где Плужников убивает Федорчука, но оставляет в живых фашиста, который обязательно приведет на склады товарищей по оружию.

Словом, постановщик сделал все, чтобы наши солдаты и офицеры, победившие фашизм, вызывали что угодно, только не уважение. За моей спиной две девушки просто ухахатывались над Васей Волковым, когда он по слабоумию или из страха ронял ружье или тупо исполнял приказы психопата Плужникова. Можно ли сказать, что ТЮЗовцы почтили память защитников Брестской крепости, которые 28 дней принимали на себя удары и сковывали действия целой немецкой дивизии?

- Так написал автор, - прояснил ситуацию после спектакля Сергей Вихрев, исполнитель роли Сальникова, внук участника Великой Отечественной. Дед Сергея не был похож ни на одного из героев ТЮЗовского спектакля. Вероятно, в 41-ом он был не хуже самого Сергея. Да и у других участников спектакля есть деды, которыми можно гордиться. Только мы таких героев на сцене не увидели.

- Актер по условиям контракта не имеет права отказаться ни от какой роли, - добавил внук фронтовика - и должен всегда оправдывать своего героя, даже если это предатель.

Почему предателя нужно непременно оправдать? Кто его этому научил? Задача актера - раскрыть мотивацию поступков героя, а двигать человеком могут совершенно разные чувства.

Наш разговор за кулисами Сергей закончил примиряюще: "В общем-то я патриот и считаю русских солдат самыми храбрыми".

К сожалению, зрелище, придуманное Борисом Гранатовым, с шумом и грохотом это отрицает. Зато решает задачи, обозначенные в плане первого директора ЦРУ в 1945 году, которые долгое время считались чем-то вроде "марсианских хроник": сделать в России героев антигероями, достоинства - патриотизм, совесть, честность - смешными и не нужными, а пороки, в том числе и предательство, привлекательными.

В Днях Вологодской области в Москве участвовало много достойных людей, уважающих прошлое, заботящихся о будущем. Это и писатель Сергей Алексеев, и поэт Михаил Карачев, и директор Центральной библиотеки в Вологде Н. Н. Белова, и заместитель главы администрации Сокольского района С. В. Грибанов и еще многие, кого я не знаю по именам, но к кому хочу обратиться: походите на спектакли ТЮЗа, смотрите во все глаза, слушайте и пытайтесь, как сказал вологодский поэт Алексей Ганин, "на всех уровнях противостоять не за страх, а за совесть враждебной нам силе".

Созидатели

Их было много. И много добрых дел. Например, маленькие москвичи получили в подарок от вологжан оборудование для детских площадок, а в своем областном центре Комитет по делам молодежи создает молодежный парк, где будет место любителям экстрима и обычных видов спорта, в том числе футбола, баскетбола, альпинизма, будет возможность отдохнуть, поучаствовать в ролевых исторических играх.

Внимание к жизни молодежи - утерянная за последние годы традиция. Вологжане ее возрождают, и это задел на будущее. И о прошлом не забывают: там же, в манеже, москвичка Нина Владимировна Лукина вручила подарок Кадниковскому историческому музею: коробочку для печенья, 19 век. Нина Владимировна приезжает в Кадников на родину предков ежегодно и старается чем может помочь музею. Ах, если бы все жили именно так - не оборвалась бы связь времен. "Только у того народа есть будущее, который свято чтит заветы предков".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно