Драма в городе N
Учительница младших классов Л. из маленького южного городка попала в психиатрическую больницу.
Когда вызванная соседями "скорая помощь" увезла Л. в клинику из ее собственного дома, где она разбила в состоянии острого психоза все, что только можно, и перерезала себе осколками разбитого зеркала вены, окружающие ее люди стали вспоминать, что поведение Л., пожалуй, выглядело довольно странным... Странным было, например, то, что первый "А" класс учительницы Л. около месяца не выходил на перемены... Ни в коридоры поиграть, ни в буфет на завтрак...
Для самой Л. в этом, конечно, ничего странного не было - она была больна, и болезнь рисовала ей свою картину мира... Как объяснила женщина потом врачам: ее "преследовали". "Враги" хотели причинить вред ей и ее ученикам, поэтому ей надо было защитить детей. Вполне "естественно", что она закрывала двери класса и держала детей взаперти, "чтобы им не причинили вреда"... И даже заботилась о том, чтобы малыши приносили бутерброды из дома и съедали их, сидя за партой... Вообще, по воспоминаниям окружающих, к самим детям Л. относилась вроде бы очень хорошо, заботливо, даже, пожалуй, нежно. По крайней мере, никто из учеников не жаловался...
С логикой нездорового человека все понятно. Но какое хотя бы мало-мальски сносное объяснение можно найти тому, что тридцать шесть малышей не выходят из дверей своего класса, когда звенит звонок на перемену? Притом, что это продолжалось не день, и не два, и даже не неделю... Может быть, коллеги считали, что это "педагогический прием"? А родители, неужели никто ни разу не спросил ребенка: "Что вы делали на перемене?".
Из редкого, просто невероятного случая, однако, со всей очевидностью видно, что никакого надежного механизма, защищающего школу от роковой случайности, - не существует. Кто, на какой стадии: на медосмотре при приеме в педагогическое училище, при зачислении ли на работу, во время ли какого-то профилактического ежегодного осмотра мог обнаружить, что Л. серьезно больна? Кто мог "принять меры" и, не дожидаясь разбитых зеркал, порезанных вен и "скорой помощи", позаботиться о том, чтобы дело не дошло до крайности. Получается, что никто.
Равнодушие по кругу
Действительно, никакого надежного механизма, позволяющего немедленно обнаружить психическое заболевание учителя, не существует. Диагноз может поставить только специалист-психиатр. Но не будете же вы каждое утро отправлять учителей на профилактический врачебный осмотр. Психические заболевания - редкость, а пристальный осмотр требует времени. Поэтому частые профилактические осмотры, даже если их и введут, тут же превратятся в еще одну формальность. И никакие "медосмотры при приеме в педагогическое училище" тоже ничего не дадут, поскольку психическая болезнь - часто обрушивается на человека внезапно. И в первые же часы он может совершить такое, что будет угрожать и его жизни, и жизни окружающих.
Да, самый надежный способ защитить детей - чаще спрашивать у них, что происходило в школе. Это спасет их и в случаях психического и физического насилия, которое "нормальные" взрослые очень часто допускают в отношении детей.
А вот что коллег бедной учительницы упрекнуть не в чем, с этим я не согласна. Конечно, ставить диагноз - не их дело. Но именно администрация отвечает за то, чтобы в школе выполнялись все нормативные требования: чтобы детей вовремя кормили, чтобы проветривались помещения, чтобы дети двигались на переменах... Если бы администрация выполняла эту обязанность, не избежать бы ей беседы с учительницей. Глядишь, тут кое-что и прояснилось бы.
Но самый поразительный и пугающий факт во всей этой истории - безучастность родителей. Объяснить это можно только тем, что драма произошла в маленьком провинциальном городке. Фигура учителя там "священна". Учителю доверяют, авторитет его в обучении и воспитании - вне сомнений. Доверие тут сослужило плохую службу.
Впрочем, и в больших городах родители предпочитают не "связываться" с учителями без крайней необходимости, боясь осложнить жизнь своего ребенка.
Так что, родители, будьте внимательнее. В жизни случается всякое, и кому же, в конце концов, заботиться о детях больше, чем вам?..
Когда и какие меры принимать, каждому придется решать самому. Всегда будет риск ошибиться. Всегда будет риск стать объектом насмешек, обвинений в сведении счетов. Но другого пути нет. Переложить свою личную ответственность за ребенка на "начальство", "комиссию", "государство" - нельзя.