УВАЖАЕМАЯ редакция! Постоянно читаю в вашей газете о реформах, которые проходят в образовании и принимаю все очень близко к сердцу. Что происходит сейчас со школой?
Моя внучка учится в 9-м классе, все годы помогаю ей по всем предметам. Конечно, я была в выпуске 1952 года одной из лучших учениц, но не только этим объясняется то, что я и сейчас могу ей помочь. Просто мы учились по учебникам, написанным доступно и ориентированным на основную массу учеников. А сейчас в 9-м классе вместо элементарной математики мы имеем элементы высшей и математический анализ, а по другим предметам нужно освоить фолианты, которые просто не могут в голову поместиться. Хотите, сделаю коллаж из 6 уроков, заданных на дом внучке?
Первый урок - правоведение. Автор ознакомил с понятиями "народ", "государство", "вождь" на одном листе и предлагает написать сочинение на тему "Каждый ли народ достоин своих вождей?". Лихорадочно ищу подходящие тезисы, а в голове прокручивается: каков поп, таков приход; что было раньше - курица или яйцо? Да только за XX век в нашей стране сменилось три типа вождей - от царя до президента, значит... Прошел час, прежде чем на бумагу легли скупые строчки сочинения на эту тему.
Следующий урок - труд. Нужно составить меню на 3000 калорий, сбалансировав его по энергетическим затратам в течение дня, соотношению жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных веществ и т.д. Через час меню готово.
Теперь география. А. И. Алексеев и В. В. Николина потрудились на славу - 316 страниц убористого текста по населению и хозяйству России. И после каждой темы - серьезнейшие задачи, которые ждут решения моей внучки: как решить проблему обустройства русских переселенцев на территории России и в вашем регионе? Как изменить структуру экспорта России? Сделайте прогноз, как изменится численность населения России или вашего региона к 2015 году? Как сохранить чернозём в средней полосе России? Каковы были бы ваши действия по сокращению безработицы в вашем регионе? Как изменить затратный характер хозяйства России? Как должны жить жители Чукотки и т.д., и т.п. Еще есть социокультурный практикум, и нужно отвечать на вопросы. Вот сегодня спрашивают, какие города были переименованы в Козлов, Андропов, Устинов. Зачем? На картах 70-х годов, по которым училась моя дочь, этих названий нет, на сегодняшних тоже нет. Бежать в библиотеку? Где взять время? Оставили вопрос без ответа.
Следующий урок - английский язык. На учебники страшно смотреть, это такое неосознанное освоение материала недоступно. В каждой строчке одни точки, ученик сам должен делать то, чему его обязан научить учебник. Ладно, помогу, я еще помню, как на уроках английского мы пели, читали стихи, учили слова и не занимались составлением учебного материала.
Перейдём к геометрии. Молодец Л. С. Атанасян сотоварищи. Чуть приоткроет завесу над очередной темой и уже требует: докажите, докажите, докажите... Да с таким изложением материала из 31 ученика в классе, где учится внучка, никто ничего доказать не может без репетиторов. Материал очень сложный, мы в школе его не проходили, а между тем из нас вышли и профессора, и кандидаты наук, и учителя, и врачи, и инженеры. Да, по сути, все, кто двигал науку и технику в 50-80-годы - выходцы из старой школьной программы, которая заложила фундамент для освоения программы высшей школы.
Но внучке еще нужно выучить физику. Второй закон Ньютона. Господи, изложен так, что ничего не понять. Спасибо тебе, мой дорогой Амвросий Титович, царство тебе небесное, я помню этот закон, сейчас объясню просто и понятно. Справились, наконец, просидели почти 8 часов. Внучка побледнела, в глазах читаю отвращение к учебе. И в голову приходит крамольная мысль, что кто-то очень умело хочет уничтожить поколение подростков, отвратить их от школы, направить на путь невежества со всеми вытекающими последствиями. А те, кто осилит эти учебники, превратятся в больных людей с неустойчивой психикой.
Смотрю, карандашом на страницах учебника по географии внучка выводит слова: "Ваня + Маша = Любовь". Я в восторге. Значит, не все потеряно, жизнь продолжается!
ОТ РЕДАКЦИИ:
Подобных писем, к сожалению, очень много. Но, может быть, все не так уж и плохо, и горячие сторонники школьных нововведений просто не хотят нам об этом писать - очень хотелось бы в это верить! Откликнитесь, скажите свое веское "за"!