211

В развитии детей важны все этапы!

Современная жизнь не лучшим образом отражается на детской психике. Если 10 лет назад патология у малышей до трех лет составляла 8%, то сейчас - 17%. Однако расхожее представление о том, что у нас "слишком много дебилов", неверно. Детские психиатры утверждают обратное: в последние годы процент детей с врожденной умственной отсталостью снизился. Зато заметно возросли задержки психического развития. С чем это связано, рассказывает детский психиатр, заведующая отделом Центра психического здоровья РАМН, профессор Галина КОЗЛОВСКАЯ.

- Галина Вячеславовна, в чем разница между задержками интеллектуального и психического развития?

- Задержка интеллектуального развития - боле узкое понятие. Оно означает лишь искажение ряда психических функций, касающихся интеллекта - мышления, памяти, внимания. Иногда задержка интеллектуального развития сопровождается задержкой развития психики, а иногда - нет. Например, при болезни Дауна наблюдается глубокая умственная отсталость, а общее психическое развитие (в частности, эмоциональное) порой может быть даже лучше, чем у интеллектуально развитых детей. Однако в большинстве случаев задержка психического развития включает в себя и задержку интеллектуального.

- Как Вы думаете, почему в последнее время так возросло количество детей с задержкой психического развития?

- Потому что факторы, обуславливающие эту задержку, в основном лежат в психосоциальной сфере. Нет, конечно, она может быть результатом повреждения головного мозга - из-за родовой травмы, инфекции, перенесенной ребенком, и т.п. Но чаще всего синонимом задержки психического развития является педагогическая запущенность.

- В чем она выражается?

- В недостатке компетентности ребенка - недоразвитии основных потребностей, свойственных в норме детскому возрасту: любознательности, жажды свободы, жажды любви и признания, потребности в безопасности (инстинкт самосохранения). Когда родители стесняют естественную активность ребенка, развитие затормаживается. Интересно, что животные, наоборот, никогда не ограничивают ни физическую, ни психическую активность своих детенышей, выражающуюся в жажде познания. Маленький человек, как и детеныши животных, должен научиться ориентироваться в окружающем его мире и, по возможности, им управлять. Когда ты знаешь, что происходит вокруг, можно планировать свое поведение, адаптируя его к сложившимся условиям, до известной степени подчинять себе окружающую действительность.

- Так что же человек - оторвался от "животного мира"?

- К сожалению, подчас он неверно понимает свои воспитательные задачи. В некоторых случаях дети бывают предоставлены сами себе, родители не считают нужным вмешиваться в их деятельность. Либо они, наоборот, резко ограничивают свободу ребенка, навязывая ему свои интересы и увлечения, заставляя малыша усваивать ненужные для его возраста знания. Например, рано учат иностранным языкам или музыке, обучают сложным физическим упражнениям и т.п. Эти упражнения могут быть весьма красивыми и эстетичными, но в раннем возрасте они не нужны. Ведь нормальное психическое развитие имеет строго определенные этапы, которые ребенок должен пройти. Если же какой-то не будет пройден должным образом, в дальнейшем человеческая психика не компенсирует эту утрату, и развитие пойдет по ущербному типу.

Приведу всего один пример. В психическом развитии человека есть так называемый "мифологический" период. Он длится примерно от двух до семи лет и проявляется в виде фантазирования, массы вопросов, веры в сказочное волшебство, в различные вымышленные ситуации, которые проигрываются как настоящие. При этом здоровый ребенок не утрачивает границ между сказкой и реальностью. Однако дети так охотно играют в вымысел, что порой может показаться, что они не отделяют его от действительности. Так вот, если ребенок этот период не проходит, если родители начинают налегать на интеллектуальное развитие - например, учат математике, а сказки считают ненужным и даже вредным хламом - ребенок остается очень формальным. Более того, он неожиданно начинает верить во всевозможнейшие выдуманные ситуации, которые - уже во взрослом состоянии! - с трудом отделяет от реальности, может попасть под влияние сект, псевдоучителей, политических манипуляторов. У него сознание не получило прививки отторжения фантастических моментов.

- Расскажите подробнее о развитии детской психики, что для какого этапа нормально, а что - нет?

- На первом году жизни ребенок очень тесно связан с матерью, что вполне естественно. Но эта связь должна быть, если так можно выразиться, очень дозированной. Мать, как Бог, должна быть рядом с ребенком, но в то же время не мешать его свободному развитию. Ведь в первый год жизни маленькому человечку предстоит пройти самый большой, самый интенсивный и самый, прямо скажем, тяжелый путь познания окружающего мира. В этот период у ребенка постепенно проявляется все большая тяга к свободе, но в то же время малыш еще очень нуждается в близости матери. Стремясь к отделению, он постоянно возвращается обратно. Если понаблюдать за младенцем, мы отчетливо увидим эту тенденцию. Он рвется вперед и одновременно пятится назад, ощущая своим тылом наличие взрослого высшего существа, которое всегда находится рядом и создает ему ощущение безопасности.

- А что происходит от года до двух?

- К концу первого года жизни "пуповинная" связь с мамой должна атрофироваться. Ребенок должен получить право на проявление своей самостоятельности. Когда он начинает ходить, наступает новая фаза развития. Приняв вертикальное положение, малыш имеет уже гораздо больше возможностей для обследования окружающего пространства. Этот период важен еще и тем, что ребенок начинает осваивать речь, пассивный запас достигает 300 слов. Бурное развитие речи к двум годам - начало речевого общения с окружающим миром, новый этап свободы и творчества ребенка.

- Следующий этап - с двух до семи лет?

- Да, мы уже говорили о нем - в медицине и психологии он получил название "мифологический". Ребенок приобретает способность играть в ролевые игры. Поначалу в простые, манипулятивные - осваивает функцию предмета, стучит, гремит, возит, двигает, складывает, наливает, вытаскивает и т. п. Постепенно малыш начинает придавать предметам определенное назначение: автобус возит людей, а грузовик - мебель, эта кукла - мама, а та - врач. Появляется метафоризация: стул может стать кораблем, пространство под кроватью - пещерой. Ролевая игра чрезвычайно важна для нормального развития ребенка. Она бывает шумной, агрессивной, даже разрушительной, и, тем не менее, взрослый не должен запрещать детям играть. Другое дело, что он может эти игры организовывать, направлять в более конструктивное русло. Но запрещать активные игры нельзя ни в коем случае. Особенно мальчикам! Для них это важнейший этап формирования мужского самосознания.

- Есть ли разница в развитии психики девочек и мальчиков?

- Поначалу девочки и мальчики развиваются примерно одинаково. Во многом это определяется гормональным уровнем, который до определенного возраста не различается. Но зато потом наступает резкое различение деятельности правого и левого полушария - они по-разному функционируют у мальчиков и у девочек. Девочки взрослеют гораздо более интенсивно, энергично. У них полушария обычно развиваются синхронно, поэтому они хорошо играют в ролевые игры, речевые центры у них хорошо формируются. У мальчиков картина иная. Левое полушарие поначалу как бы отдыхает. Вернее, накапливает силы. В основном работает правое полушарие. Оно воспринимает мир образно, ярко, эмоционально. Мальчики в раннем возрасте плохо говорят, но зато очень хорошо чувствуют, фантазируют. Им это совершенно необходимо для будущего. Сдерживая мальчиков в активной игре, шуме, беготне, взрослые невольно затормаживают их развитие. Причем мальчик не может довольствоваться лишь пассивным созерцанием. Например, сидя у компьютера и глядя на экран. Для нормального развития он должен непременно все пощупать руками, разломать, построить, постучать, покричать, попрыгать... Он как бы пробует мир со всех сторон. У него такая форма познания.

- А что необходимо на этапе формальной логики?

- Именно на этом этапе, в возрасте 7-8 лет, а не раньше (как сейчас делают многие родители), следует заниматься активным развитием детского интеллекта. Почва теперь готова, развитие не будет преждевременным. Только необходимо опять-таки учитывать половые особенности. У девочек формальная логика развивается с виду вроде бы лучше: они хорошо успевают в школе, быстро усваивают новый материал. Но в действительности это не так. Просто организация преподавания в школе сейчас такова, что девочкам, исходя из их особенностей, в младших классах учиться легче. Дело в том, что девочки хорошо усваивают программы при одном условии: если новый материал будет неоднократно повторен. У них в этот период больше работает левое полушарие, которое требует классификации и вербализации впечатлений. Девочка усваивает окружающий мир, ПОВТОРЕННЫЙ учителем. И повторяет она это, сложив ручки на парте. Мальчик же такого режима обычно не выдерживает. Он вертится, крутится, разваливается на парте. Нам, женщинам, достаточно того, что мы ОБГОВАРИВАЕМ ситуацию. Мужчине нужно ее ПРЕДСТАВИТЬ. Для этого должно работать правое полушарие. Он с трудом нас выслушивает, ему кажется, что мы говорим одно и то же. Он уже давно все понял своим стереоскопическим правым полушарием, а мы, чтобы охватить проблему женским умом, должны ее проговорить, причем неоднократно. Так что на самом деле формальная логика развивается у мужчин легче, чем у женщин. Только не надо требовать от них частого повторения материала. К примеру, если не заставлять мальчика долго долбить азы математики, он очень быстро перескочит с первого уровня аж сразу на третий, на пятый, на седьмой! А девочке надо все пройти по порядку. Учась вместе, они тормозят развитие друг друга.

- До какого возраста продолжается формирования формальной логики?

- До двенадцати лет. С двенадцати начинается новый этап - романтического восприятия мира. У девочек это проявляется на более приземленном уровне. Им нужно восхищение окружающих, одобрение, даже обожание. В их характере проявляется жажда лидерства. А поскольку мальчики-ровесники не могут должным образом ответить на эти запросы (ведь они, в силу особенностей своего развития, совсем еще дети), девочки устремляются к более старшим подросткам. Сверстников они начинают подавлять. Мальчики, в ответ, приобретают агрессивное отношение - и к девочкам вообще, и к одноклассницам в частности. В дальнейшем такие неправильные тенденции могут закрепиться и помешают человеку создать нормальную семью. Что, в свою очередь, пагубно отразится на его психическом и физическом здоровье. Подросткам в романтический период развития чрезвычайно важно прививать высокие идеалы взаимоотношения полов, семейные ценности, оберегать их от цинизма и "чернухи". Иначе психическое и интеллектуальное развитие резко затормозится, интересы станут примитивными до дебильности, и нормальная взрослая личность не будет сформирована, скорее всего, никогда. Такой человек не сможет быть в дальнейшем ни достойным гражданином, ни хорошим работником, ни нормальным родителем. Испытывая постоянные стрессы и не имея интеллектуальных и психических сил, чтобы им противостоять, ущербные, недоразвитые личности легко скатываются на порочный путь проституции, алкоголизма и наркомании, пополняют преступный мир. К сожалению, сейчас очень многие родители недооценивают важности облагораживающего воспитания подростков, находящихся на романтическом этапе своего развития. За что потом расплачиваются и эти семьи, и общество в целом.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно