Согласно данным беспристрастной статистики гораздо больше половины россиян не имеют возможности отправить детей ни в летний лагерь, ни в санаторий, ни даже к бабушке в деревню.
Ребенок целый день предоставлен сам себе, а значит - в первую очередь, телевизору. Целый день он поглощен чужими страданиями, на него с экрана льются потоки крови...
СМОТРИШЬ зарубежные мультики для детей, и становится не по себе, когда герои не колеблясь избивают и увечат друг друга. Ведь все мы знаем, как склонны дети к подражанию. С другой стороны, очевидных свидетельств влияния мультфильмов на поведение детей вроде бы нет. Да, конечно, дети стали агрессивнее в последние годы, но и жизнь вокруг стала гораздо более жесткой.
Американские исследователи убедительно доказали, что фильмы, видеоролики и мультфильмы оказывают на детей сильное влияние. Они еще в 1968 году провели такой эксперимент: детям, которые очень сильно боялись собак, показали видеоролики, как другие дети этого же возраста играют с собаками и гладят их. После этого 70% трусишек согласились войти в манеж и поиграть с собакой. Потом дошкольникам, которые в детском саду все время держались в стороне от сверстников, показали двадцатиминутный фильм, который содержал одиннадцать эпизодов. В каждом из них ребенок, необщительный вначале, в конце присоединялся к ребятам. Эффект от просмотра видеоролика был потрясающим!
Замкнутые дети стали гораздо лучше взаимодействовать с другими детьми.
Это не значит, что ЛЮБОЙ фильм или мультфильм окажет на детей такое сильное влияние. Во всех экспериментах было два чрезвычайно важных момента.
• Там действовали персонажи, максимально похожие на зрителей.
• Действие происходило в ситуации, близкой к реальности: в игровом манеже, в детском саду... Уже давным-давно доказано, что человек склонен подражать тем людям, которые похожи на него. Чем больше сходство, тем сильнее подражание. Дети же подражают детям или персонажам, имеющим детские черты и детское поведение. Про которых можно сказать: "он такой же, как я", "если он может, то я тоже могу".
То же касается и сходства ситуаций. Люди вообще и дети в частности склонны действовать по готовому образцу. Если реальная ситуация напоминает уже известную (не важно, из собственного опыта или опыта киногероев), ребенок последует готовому рецепту. Станет ли он копировать поведение героя мультфильма, зависит от того, есть ли у ребенка свой опыт поведения в похожих ситуациях или, по крайней мере, иные образцы.
Так что же делать с "крутыми" мультяшками? Смотреть их с ребенком и обсуждать. Объяснять, что, падая, герои, как правило, не получают ни ссадин, ни синяков, они остаются целыми и невредимыми в тех случаях, когда живой человек не мог бы остаться в живых. Они вновь оживают после того, как были расплющены в лепешку, разорваны на тысячу кусочков и т. д. Ребенку разница между котом Томом и живым человеком не всегда очевидна. Обращайтесь к личному опыту самого ребенка: "Да если бы ты так упал, ты здорово разбил бы ногу и не смог бы бежать дальше", "Смотри-ка, он вылез из грязи такой же беленький и чистенький, как был", "Попробовал бы ты так сделать, я бы тебя хорошенько отколотила (тебя забрали бы в милицию)" и так далее.
Как только ребенок научится различать условность мультфильмов, их негативное влияние значительно уменьшится.
А вот запрет на воинственные игры или просмотр "жестких" мультфильмов ничего хорошего не даст.
Чтобы развлечение не стало привычкой...
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ тема, конечно, гораздо шире "ужастиков". Представить нашу жизнь без "Клуба кинопутешественников" или "В мире животных", без "Новостей" и "Вечерней сказки" для малышей, без прекрасных фильмов, которые учат любви и верности, - просто невозможно.
Именно телевидение дает возможность миллионам людей прикоснуться к произведениям искусства, "посетить" лучшие музеи и театры. Что и говорить, по телевизору можно увидеть не только рекламу или "мыльные оперы". Все дело в том, как научить ребенка распоряжаться своим временем, и сколько времени выделять для телевизора, чтобы он приносил пользу, а не вред.
Когда ко мне на прием приводили детей со сложнейшим заиканием, то первым условием для наших занятий я ставила... невключение телевизора. Даже мультфильмы на первых порах заменялись диафильмами, а затем понемножку разрешалось смотреть только добрые и веселые мультяшки, например про Карлсона, Винни-Пуха, дядю Федора и его друзей. За многие годы работы я убедилась, что в случае, если родители строго выполняют это условие, результативность занятий с детьми повышается в несколько раз. Много лет медики предупреждают о вреде телевизионного излучения для детей. Но далеко не все родители понимают, что многочасовое сидение у телевизора отрицательно скажется на развитии ребенка.
Основная проблема в том, что в обстановке постоянно работающего телевизора ребенок привыкает каждую свободную минуту заполнять ярким и красочным развлечением. Благо развлекательным программам отдано лучшее эфирное время.
Для того чтобы развлечься, ребенку даже не нужно выходить из дома. Нажимай кнопочку и развлекайся сколько хочешь. А это, согласитесь, очень заманчиво. И развлечения, превращаясь в привычку, становятся любимым занятием многих детей и взрослых.
Развлекающимися полны залы компьютерных игр, дискотеки, казино и рестораны... Развлечения становятся для многих уже не отдыхом, а образом жизни.
Помните притчу о слуге, который закопал талант в землю? Этот слуга, конечно, ничего не приобрел, но, по крайней мере, он сохранил талант. Бесконечно же развлекающиеся и веселящиеся ничего не уберегут, растеряв последние крупицы своих способностей. Ведь постижение таланта связано не с развлечениями, а с трудом.
Навряд ли Ференц Лист или Сергей Рахманинов стали бы виртуозными музыкантами, если бы в детстве сидели у телевизора и смотрели развлекательные программы столько времени, сколько в среднем смотрят их наши школьники.
И еще одно опасное свойство есть у телевизора. Все родители учат детей открывать дверь, предварительно спросив: "Кто там?" Об этой разумной мере предосторожности мы почему-то забываем, когда дело касается телевизора. Ни один папа и ни одна мама не захотят впустить к себе в дом грабителей, насильников и убийц. Но, включив "голубой экран", родители, не задумываясь, "впускают" их в свой дом...
А что там, в телеменю?
ПРОВЕДЕННОЕ российскими специалистами исследование показало, что "телеменю" детей школьного возраста весьма однообразно: каждый третий фильм - боевик или триллер, каждый пятый - эротика.
Ведущий научный сотрудник Института психологии Российской академии наук Вера Васильевна Абраменкова отмечает: "Все персонажи фильмов как бы выпадают из семьи - семья как таковая присутствует лишь в десяти процентах этой кинопродукции. Дети практически не видят здесь образов мужа, жены, матери, отца и уж тем более бабушки и дедушки, не чувствуют атмосферы семейного дома. Герои фильмов, жадно поглощаемые детьми, обычно обитают вне дома, а цели и мотивы их поступков весьма далеки от тех, что присущи семьянину: для них это - лишь удовлетворение своего "либидо" (41%), совершение убийства (17%), спасение собственной жизни (17%), стремление разбогатеть (15%).
Только 9% киногероев действуют во имя выполнения своего гражданского, служебного или человеческого долга. А такие ценности, как дружба, справедливость, честь и достоинство, представлены и вовсе слабо - всего по три процента. Наивный юный зритель целиком погружается в искаженный мир ценностей, в котором сексуальное удовольствие может выдвинуться на первый план и предстать как наивысшая ценность, "красивая жизнь" - как самоцель, крутая эротика - как обязательный элемент полноценной жизни, а обилие актов насилия подталкивает к мысли, что только так и следует жить.
Постепенно, год за годом, у ребенка формируется стойкая психологическая зависимость от экрана, который все больше отдаляет его не только от общения со взрослыми, подчас сводя к нулю сферу их совместного времяпрепровождения в рамках семьи, но и от общения со сверстниками - от традиционных коллективных игр, которые так необходимы для его психического развития и личностного становления. Это подтвердил и проведенный нами анализ детских рисунков на тему "Моя семья". Центральное место в них занимают телевизор и "видак" - именно они наиболее любовно и тщательно прорисованы детьми. Экран как бы заменил собою традиционный символ семьи - домашний очаг. На многих детских рисунках члены семьи вообще отсутствуют. Собака - да, кошка - да, а папа, мама или бабушка, если и присутствуют, то на самом заднем плане - весь передний план отдан идолу - экрану".
"Слишком быстрое чередование информации, передаваемой масс-медиа, перескакивание с одной программы на другую наносят вред процессу открытия мира, поскольку для этого требуется время и осмысление полученной информации".
Из доклада "Образование: сокрытое сокровище", подготовленного Международной комиссией по образованию для XXI века Юнеско