Когда колбаса стоила два двадцать, молодой учитель на свою зарплату купить ее мог почти полцентнера. Сейчас - почти в десять раз меньше. Говорят, что если и теперь ему платить столько, чтобы хватило на те же 50 кило, то кризис в образовании тут же и кончится. Особенно, ежели еще и школе деньжат подкинут на ремонт, новое оборудование и т.д. Как было бы хорошо, если бы всё было так просто!
НЫНЧЕ требуется, чтобы человек умел сам искать и обрабатывать информацию. Успешен тот, кто первым принимает правильное управленческое решение. Школа же по-прежнему требует запоминания или зазубривания готовых фактов.
Без хорошего владения компьютером и английским на приличную работу уже не примут. А даются ли они в школе на должном уровне?
Жизнь просто заставляет уметь работать в команде, вести диалог, понимать людей, а в классе - каждый за себя, наедине с собственным учебником и тетрадкой.
В мире растет ценность нестандартной индивидуальности, способной на новые подходы к старым проблемам и поиск путей решения нерешенных раньше задач. Мы же по-прежнему учим всех одинаково, стандартными "фронтальными" методами, невзирая на различия склонностей и интересов.
А дает ли школа детям знание их прав в их нынешней детской и будущей взрослой жизни? А главное - умение отстаивать эти права. Можно сколько угодно говорить о наличии в программе соответствующих курсов. Но все они ничто по сравнению со школьной практикой "инструкции из двух пунктов". Первый. Учитель (директор) всегда прав. Второй. Если они не правы, смотри пункт первый.
То есть жизнь изменилась, а школа "пашет" по-старому. Эту "старость" ощущают прежде всего родители, стремясь всеми правдами и неправдами устроить своих чад не куда попало, а в какое-нибудь особенное учебное заведение. Туда, где есть те самые "английский и компьютер.
Где стоит приличная школа?
Варианты: математика с компьютером, физика с компьютером, биология с компьютером, а два языка можно даже и без компьютера. Может еще что-то в этом роде. Таких школ нынче много - процентов пятнадцать.
Тех, что просто неплохо готовят к поступлению в ближайший вуз, чуть больше. Эти школы в родительских глазах по степени "хорошести" идут на втором месте. Все остальные, естественно, либо на последнем, либо на предпоследнем. Середины нет.
Но английский с компьютером - только один из вышеприведенного и отнюдь не самого полного перечня того, что должно быть в действительно современной школе. А остальное?
Личностно ориентированное обучение по-прежнему на уровне деклараций. Проблемно-поисковые методы на зачаточном уровне. Так называемые "проектные" технологии, то есть та самая "командная" работа школьников над какой-то тематикой - уровень экспериментальных площадок федерального и субъектного уровней, которых на всю Россию примерно полторы сотни.
Но в любом случае вся эта деятельность идет на фоне абсолютной "правоты" взрослых. По сути, в модели феодального государства, где указание вышестоящего: директора, учителя, областного начальства, обязательно к исполнению.
Те, кто всегда правы
В этой ситуации в геометрической прогрессии растет роль школьных учителей. Именно они самым тесным образом связаны с детьми, которые, собственно, и несут в школу новые требования современной жизни. Достаточно вспомнить те же компьютеры, которыми молодежь владеет зачастую лучше своих наставников.
Это они на свой страх и риск, нередко без всякой поддержки, внедряют в школьную практику работу над проектами и групповые формы занятий. Они же все в большей степени пытаются учитывать индивидуальные склонности детей.
Но беда не в том, что таких учителей не так много, как хотелось бы. Хуже то, что нет ни одной школы, где реальные требования современной жизни учитывались бы в образовательной практике в полном объеме. И уже совсем плохо, что такой школы нет даже в проекте. Если таковая и появится хотя бы лет через пять, то на ее выпускников можно будет посмотреть году эдак в 2020. А кто из нас доживет до этих "смотрин"?
Пока же все лучшее, что появляется в школе, происходит вопреки казенному содержанию оторванных от жизни школьных программ. Вопреки казарменной классно-урочной модели организации обучения и малоэффективной системе контроля за качеством образования наших детей. Благодаря тем учителям, директорам, а иногда и начальникам, которые понимают, что без этого "вопреки" не обойтись, за что всем им искреннее спасибо.