Примерное время чтения: 8 минут
289

Июль

Ах, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не зной, не пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы гибнем от засухи.
А. Пушкин

В древнеримском календаре июль был пятым по счету месяцем и назывался соответственно "квинтилисом" ("квинта" - пять). Однако в 44 году до нашей эры его переименовали в Julius в честь римского верховного понтифика Юлия Цезаря, родившегося в этом месяце.

Июль - владыка тепла. С давних времен люди обожествляли солнце, дающее свет и жизнь. В народе его называли ясным и красным, светлым и святым, божьим и праведным, добрым и чистым. У древних славян бытовал такой красивый миф. Кони, запряженные в колесницу бога Солнца, скачут по небу с востока на запад, потом, опустившись на воду, они превращаются в птиц, а колесница - в ладью. И по подземному морю солнце плывет к востоку, чтобы вновь скакать от восхода к заходу.

По одной из легенд, название первого месяца второго полугодия тесно связано с солнцеворотом, ведь две тысячи лет назад летнее солнцестояние приходилось именно на июль. Недаром в народе говорят, что июль - середина года и сердце лета, его макушка, вершина, перелом.

В Древней Руси июль был пятым, только с 1700 года он занял свое нынешнее место. Июль - краса лета, его надежда, середка цвета, зеленое пиршество года, месяц душистых ягод и медовых трав, щедрый сладкоежка, буйный месяц, пышный и многоцветный.

В июле зацветает липа - пора заготавливать на зиму целебный липовый цвет, поэтому и звали июль на Руси липецом.

Много работы у крестьян в июле: нужно косить и сгребать сено, собирать урожай, - поэтому и звали его сеноставом и страдником, а за частые грозы и жару - жарником, грозовиком.

Хоть и тяжело на покосе, а ждет его душа, как праздника. Из заветных сундуков вынимались расцвеченные вышив ками рубашки, яркие сарафаны. По серебряной росе выходили на луга и стар, и млад.

Сенокосные поселения, целые выездные деревни сооружались в старину во время летней страды. Жители северных сел рубили специальные срубы - для жилья, хранения продуктов, содержания скота.

А коль июль на двор заглянул, пора серпы зубрить. "Жатва - дело дорогое, никому тут нет покоя". С самой сильной жарой начинались зажинки, вязали первый, зажиночный, сноп. Праздник первого снопа отмечают и в наши дни.

Свои радости в этом месяце ждут и любителей "тихой охоты". Июль щедро одаривает грибников подберезовиками, подосиновиками, лисичками и другими грибами. Если первые десять дней июля богаты дождями, то грибов будет в изобилии. С конца первой декады начинается второй урожай летних грибов. Если же дождей нет, сухо и жарко, то июль проходит без грибов.

В июле появляются белые: вначале - дубовые, со средины месяца - березовые, за ними - еловые и сосновые, много сыроежек. К концу месяца при благоприятной погоде поспевают рыжики, грузди, волнушки и другие грибы.

Всем хорош июль, только жарок очень. Посевам угрожает засуха - одно из самых страшных крестьянских бедствий. Может быть, поэтому главным богом древнеславянской мифологии был Перун, бог грома и молнии. Ему посвящали один день недели - четверг, в который наши предки проводили обряды вызывания дождя. Но часто их мольбы оставались тщетными, отсюда и пошла шутливая поговорка: "После дождичка в четверг".

Настоящий дождь в июле без грозы не проходит. Неспроста в народе говорят, что июль "молнии мечет, дубы калечит". В народной мифологии повелителем грома и мол нии был Илья Пророк, который ездит по небу на колеснице с огненными конями и мечет на землю молнии. Чтобы защититься от грозы, славяне зажигали свечи, веточки вербы, освященные в Вербное воскресенье, троицкую зелень.

Но самым надежным средством защиты от грома было соблюдение и почитание праздников и "громовых дней" (у южных славян - все четверги между Пасхой и Вознесением), среди которых главным был Ильин день (20 июля по старому стилю, 2 августа - по новому). В русских легендах Илья-пророк предстает строгим и немилосердным, жестоко карающим крестьян за непочтительное отношение к его празднику. Опасаясь гнева Ильи, способного наслать на поля, где еще не собран урожай, страшные грозы с проливными дождями, а также поджечь молнией скошенное сено, в Ильин день ни в коем случае не работали.

На самом деле, опасения крестьян вовсе не были напрасными. Научно установлено, что в летние месяцы гроз на земле бывает в 10-50 раз больше, чем зимой. Чаще всего они сотрясают небосвод вечером, с 16 до 18 часов, гораздо реже утром - в 6-10 часов.

Не только работой радовал июль людей, но и праздниками. 7 июля (24 июня по старому стилю) наступал Иван Купала, или, по православному календарю, Рождество Иоанна Крестителя. Считалось, что ночью накануне этого праздника наступает разгул нечистой силы, которая в это время не только особенно сильна, но и наиболее уязвима - с помощью специальных обрядов ее легко победить.

Особенно боялись деревенские жители ведьм, которые выглядят как обычные девушки или женщины, но обладают удивительными магическими способностями и используют их во вред людям. Они насылают порчу на людей, растения, продукты, в результате чего люди и животные боле ют, гибнут, новорожденные не спят по ночам и плачут, родные ссорятся, свадьбы расстраиваются, продукты портятся, работа не удается, урожай гибнет.

И вот в купальскую ночь вся молодежь собиралась, чтобы распознать ведьму с помощью обрядов. Из срубленного и украшенного деревца, пучков травы или цветов делали чучело ведьмы, Купайло, и сжигали его на костре.

Считалось также, что купальский костер притягивает к себе ведьму, поэтому бегали по лесу, громко кричали и стучали в сковородки, заставляя ведьму выйти к костру. Старались подкараулить ведьму в хлеву, куда она может забраться в облике жабы и навести порчу на скот. Обнаружив возле коровы лягушку, хозяева перебивали ей лапу и на следующий день наблюдали, кто из соседей пойдет по деревне с перевязанной рукой.

Даже такая веселая молодежная забава, как прыжки через костер, обретала в купальскую ночь особый смысл. Девушка, которая не перескочила через костер, считалась ведьмой.

А особо смелые ходили искать в лесу цветок папоротника, зацветающий лишь раз в году в купальскую ночь. По преданию, человек, которому удастся раздобыть распускающийся лишь на мгновение ярко-красный цветок, приобретет магические знания и умения, будет счастлив всю жизнь, научиться понимать язык растений и животных, ему откроются спрятанные в земле сокровища и клады, он сможет становиться невидимым.

Но добыть цветок папоротника не просто: трудно его найти, а еще труднее сорвать и удержать в руках, потому что нечистая сила - ведьмы и черти - всячески препятствуют этому. Злые духи будут кидаться на человека, швырять в него зажженной соломой, пугать нечеловеческим визгом. Но если все-таки непрошеному гостю удастся со рвать цветок, на обратном пути его будут ждать новые испытания. Черти и ведьмы будут преследовать человека, звать его и, если он откликнется или произнесет хоть одно слово, цветок исчезнет.

Народные приметы в июле

3 июля. Если дождь пойдет, может идти сорок дней с перерывами.

5 июля. Если дождь помочит, будешь с хлебом.

7 июля. Иван Купала. Дождливый день - к плохому урожаю.

10 июля. Если дождь, то семь недель то ж - до бабьего лета мокро.

11 июля. Упало по листу, придет август - упадет по два. Если кукушка перестала куковать - зима рано придет.

15 июля. Среди лета появляются на деревьях желтые листья - к ранней осени и зиме.

21 июля. Спелые стручки акации - это признак того, что ржаная нива созрела.

22 июля. Всей семьей пробовали первые огурцы.

26 июля. Сухая погода сулит хорошую осень.

30 июля. В прятки с грибниками играют ранние рыжики и грузди.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно