Примерное время чтения: 3 минуты
183

Глаза субмарины

В мае 1834 года на Александровском литейном заводе, в Петербурге, закончили постройку необычного по тем временам судна - подводной лодки (субмарины, как ее называли на иностранный манер). При ее создании было применено много технических новинок. Поэтому работы велись в условиях повышенной секретности: опасались, как бы о них не узнали иностранные шпионы.

Конструктором субмарины был Карл Андреевич Шильдер, талантливый военный инженер. Немец по происхождению, он родился и вырос в России и всю жизнь верно ей служил. Свою подводную лодку он создавал для защиты российских портов от вражеских кораблей. В случае военных действий ей предстояло незаметно приблизиться к неприятельскому кораблю и установить у него под днищем мину, которую, отойдя на безопасное расстояния, взорвать с помощью провода, соединенного с гальванической батареей.

Испытания подлодки прошли успешно. Для своего времени она оказалась самым совершенным подводным судном. Первой в истории кораблестроения она была оснащена боевыми ракетами и могла стрелять ими из подводного положения. На этой лодке - также впервые - появились подводные якоря (ими до сих пор оснащаются современные подлодки). Корпус субмарины был целиком сделан из металла (тоже впервые в мире). И, наконец, Шильдер придумал еще одну новинку: оптический прибор для наблюдения из-под воды - перископ. Его Шильдер сконструировал, воспользовавшись идеей Ломоносова о создании горизонтоскопа - прибора для наблюдения за отдаленными предметами. Перископ был очень прост. В невысокую башню-рубку вставлялась медная труба с двумя "коленами" по краям, направленными в разные стороны. В колена под углом 45 к оси трубы вставлялись два зеркальца. Световые лучи, идущие от наблюдаемого корабля, отражались от верхнего зеркала и направлялись по трубе вниз, а затем, от нижнего зеркала, попадали в глаз наблюдателя. Перископная труба могла подниматься и опускаться.

Благодаря такому оптическому прибору подводная лодка становилась "зрячей". Последующие поколения моряков по достоинству оценили изобретение Шильдера. Конечно, в наши дни перископ стал значительно сложнее и совершеннее, чем его "прадедушка", но по своей сути не изменился.

Сегодня перископы применяют не только на подводных лодках. Танки, впервые появившиеся на поле боя в 1916 году, вначале были очень несовершенны. Тихоходные, неуклюжие, они к тому же сильно страдали от снарядов и пуль противника: танкистам приходилось вести наблюдение через незащищенные щели в броне. И здесь на выручку пришел перископ. Он до сих пор служит главным "оком" бронированных машин.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно