Просто и не совсем. Просто, потому что, увидев в путешествии по Сирии бедуинскую палатку неподалеку от дороги, можно смело заворачивать, рассчитывая на гостеприимство. Однако незнание некоторых правил бедуинского этикета может помешать сделать атмосферу встречи столь сердечной, какой она могла бы быть.
Когда вы попадаете в бедуинское стойбище, вы оказываетесь на территории особенной цивилизации - цивилизации кочевников. Эта цивилизация старше любой другой в истории человечества, какая бы ни пришла вам на ум, и хочется надеяться, что она останется с нами и дальше, пока существует великий пояс пустынь, протянувшийся от Персидского залива до Атлантического океана. Пустыня, между прочим, бывает разная. Та, где сплошной песок и жить совсем нельзя, называется у арабов "сахра", а та, где люди и скот могут существовать, называется "бади". Житель "бади" зовется "бадауи", множественное число - "бадауин". Если попытаться свести к единому знаменателю то, что говорят о бедуинах, легко запутаться. Их поносят за глупость и восхищаются их мудростью; они падки на деньги, но могут отвергнуть подношение и быть абсолютно бескорыстными; их обличают за лень и отдают должное умению выжить в адских условиях. Объяснение простое: бедуины - дети природы. И, подобно тому как переменчива природа, так же переменчива душа бедуина. Есть только одна непререкаемая добродетель: поддержание традиций рода, клана, племени. В этой смеси и надо искать корни многих поступков. Короче, чтобы понять бедуина, надо понять жизнь бедуина.
В Сирии, как и во многих других арабских странах, действует программа, помогающая бедуинам зажить оседлой жизнью, поэтому все реже можно увидеть на бескрайних просторах настоящую бедуинскую палатку, длинную и приземистую, из настоящей шерсти черной козы. Полотно для крыши (в дождь растягивается, но не протекает) сшивается из 6-8 полос шириной по 60-80 см. Одна-две полосы каждый год, как правило, заменяются, поскольку ветшают. Полосы перевозят отдельно, и женщины сшивают их перед установкой палатки. Крыша держится на нескольких столбах и натягивается с помощью веревок, зацепленных за вбитые в землю колышки. По краям крыша свешивается, образуя боковые стены. Столбы носят свои названия, которые зависят от их местоположения. Задняя стенка может быть не чисто войлочной, а с включением светлых хлопчатобумажных полос. Она прикрепляется к полотну, образующему крышу, деревянными шипами. Точно так же крепится полотно, образующее переднюю стену. Но, как правило, оно отсутствует, ведь, подобно тому как открыт взору мир, где обитает бедуин, открыт его дом.
"Хауиль! (Заворачивай!)" - приглашает он, завидев путника, оказавшегося поблизости. Палатка разделена занавесом на две части: мужскую, где принимают гостей, и строго личную, где сложен скарб, готовится еда и находятся постели. В аль-махрам должны удаляться женщины при появлении чужих. Справедливости ради надо сказать, что бедуинки сегодня не склонны лишать себя удовольствия от общения с гостями.
Центром мужской части является очаг, находящийся перед входом в палатку и используемый прежде всего для приготовления чая в чайнике или кофе в длинноносом кофейнике. Кроме посуды для чае- и кофепития, сковородки для обжаривания кофейных зерен, на мужской половине больше нет ничего (если не считать циновок, создающих пол). Когда вода в самом большом кофейнике закипает, в нее всыпается растолченный кофе. Затем напиток снова доводят до кипения, а в это время в ступке толкут немного кардамона и кладут в кофейник поменьше. Туда вливается то, что получилось в большом кофейнике (вода из которого уже изрядно выпарилась), и снова ставят на огонь. В конце концов крепчайший напиток оказывается в самом маленьком кофейнике, из которого попадает в небольшие чашечки. Кофе наливается буквально на донышко. Если вы, выпив, просто протянете разливающему чашку, он снова немедленно нальет вам кофе. Чтобы прекратить получение добавок, нужно покачать чашку в воздухе пальцами. В любом случае претендовать больше, чем на три порции, считается неприличным. Впрочем, еще более неприлично не выпить хотя бы одну чашечку.
Если же вы приглашены на бедуинскую трапезу, помните, что бедуинский этикет отличается от наших традиционных представлений о Востоке. Поглощать пищу надо быстро, не отвлекаясь на разговоры, чтобы хозяин не подумал, что угощение вам не очень нравится. Есть и еще некоторые нюансы: невежливым считается садиться так, чтобы ваши ступни были обращены к другим людям; не берите сами и не предлагайте еду другому левой рукой; не фотографируйте женщин и личные покои палатки, а мужчин - только с их разрешения.
Сегодня знаменитый традиционный кофе нередко ждет гостя уже готовым в японском термосе, а палатки сделаны из неказистого на вид, но прочного и практичного брезента. Жизнь неумолимо наступает на традиционный бедуинский быт.
Смотрите также: