Истоки иллюзионизма (от французского illusion - заблуждение, illusioner - вводить в заблуждение) можно найти в Древней Сирии, Древнем Египте, Византии, где жрецы с помощью различных устройств творили "чудеса" (внезапное появление под сводами храма статуй богов, священного огня на жертвенниках и др.). Постепенно приемы иллюзионизма стали применяться и вне сферы религии. В Древней Греции, например, существовала тавматургия - искусство фокуса. В начале ХХ века приобрели популярность номера, в которых артисты быстро освобождались от цепей, веревок, из наглухо замкнутых сундуков. Мастерами этого были Г.Гудини, Г.Джейк. В российском цирке Эмиль Кио-старший первым творчески развил приемы демонстрации иллюзионных трюков, придал зрелищу масштабность и художественное совершенство, создавая совместно с режиссером А.Арнольдом тематические обозрения на основе остроумного использования фокусов. Кио - это семья знаменитых артистов-иллюзионистов. Отец - Эмиль Теодорович (умер в 1965г.) начал работать в цирке в 1932 году. Его сыновья - Эмиль Эмильевич и Игорь Эмильевич. Может быть, не все знают, как появился псевдоним "Кио", ведь настоящая фамилия Эмиля Теодоровича - Гиршвельд-Ренард. А было это так. Вечером, возвращаясь с представления, он обратил внимание на неоновую рекламу над кинотеатром. В слове "кино" не светилась буква "н". Новое слово так понравилось Э.Т. Кио, что он решил сделать его своим сценическим псевдонимом.
Иллюзионное искусство - эстрадно-цирковой жанр, когда артист демонстрирует появление, исчезновение, перемещение, превращение различных предметов, животных и людей. Иллюзионное искусство строится на обмане зрения и на умении артиста вовремя отвлечь внимание зрителя каким-нибудь движением, жестом, взглядом, репликой от того, что в ходе номера должно оставаться скрытым. Есть два вида иллюзионного искусства - манипуляция и иллюзионизм. Первое - это показ фокусов, основанных главным образом на ловкости рук, на быстроте, точности, незаметности движений. Не зря же это слово родилось от латинского manus - рука. Артист оперирует главным образом мелкими вещами - картами, шариками, монетами, платками, лентами. Исполнители этого жанра называются манипуляторами, фокусниками, престидижитаторами (от латинского preste - быстрый и digitus - палец). Иллюзионизм - это показ фокусов, основанных на применении специальной аппаратуры. Впрочем, полного разграничения между этими видами нет: манипуляторы часто выступают в роли иллюзионистов и наоборот.
Мнемотехника (от греческого mnemonikon - память, technema - искусный) - номера, построенные на искусстве запоминания. Используются специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание (отгадывание различных чисел, названий предметов, номеров купюр и пр.), участвуют обычно двое артистов, один из которых задает вопросы, а другой "отгадывает". В основе номера - различные системы шифра, ключа, скрытого в формулировках вопросов, интонациях голоса и других сигналах, главным образом звуковых. Виднейшим мастером мнемотехники, обладавшим феноменальной памятью, был Арраго.
Пальмировка (от английского palm - ладонь) - один из основных приемов в искусстве манипуляции: исполнитель держит в ладони какой-либо предмет (монетку, платок, карту) незаметно для зрителя. Вольт в иллюзионных номерах при манипуляциях с картами - незаметное перемещение карт в колоде.
Факир (от арабского fakir - бедняк) - исполнитель номера, основанного на демонстрации нечувствительности тела к физической боли. Факир ходит спокойно по лезвиям сабель, горящим углям, битому стеклу. Он глотает огонь и протыкает себе острыми предметами щеки, ноги, язык. До середины 20-х годов прошлого века в цирке исполнялся знаменитый номер " Живой мертвец": факира закапывали в землю на длительное время прямо на арене, а когда откапывали, он представал перед публикой живым и невредимым.
Фокус (от немецкого hokus pokus - фиглярство, ловкий прием) - трюк, поражающий зрителей загадочностью. Мастерство фокуса - в ловкости и быстроте рук, движений исполнителя, а также обмане зрения. Фокусник - это человек, который показывает фокусы, он же манипулятор.
Чревовещание (другое название - "вентрология", от латинского venter - живот, logos - слово) - вид эстрадно-циркового искусства, основанный на умении исполнителя говорить, не шевеля губами. Эти номера осуществляются с помощью голосовых связок и хорошо поставленного дыхания. Исполнитель номера - вентролог, или чревовещатель, - строит его как диалог между артистом и куклой или куклами. Пошет (от французского poche - карман) - потайной карман в одежде манипулятора.
Смотрите также: