(от франц. assainissement - "оздоровление") - система мероприятий по защите почвы и грунтовых вод от загрязнения. Ассенизация включает сбор, вывоз, обеззараживание и утилизацию нечистот в неканализованных населенных местах.
Необходимость очищать места своего обитания, т.е. проводить их "оздоровление", ассенизацию, а позже создавать канализационные устройства и сооружения, предназначенные для быстрого и полного удаления отбросов из жилых мест, возникла тогда, когда люди стали объединяться в большие сообщества.
С годами, когда угроза ужасных эпидемий дамокловым мечом нависла над городами Европы, к "оздоровлению" улиц и городов в целом стали подходить со все большей серьезностью.
В неканализованных домовладениях фекальные отбросы (нечистоты), а также хозяйственные воды (помои) собирали в "выгребах" и "помойницах" (см. "Выгреба"). Горожане пользовались переносными сосудами из глины и металла, содержимое которых по утрам выливали в эти ямы.
Затем, через определенные промежутки времени, отбросы вывозили особым транспортом - так называемыми ассенизационными машинами (ранее для этой цели использовали обозы, см. "ассенизационные обозы". Позже в России стали использовать пневматические ассенизационные машины, оснащенные вакуум-насосом и цистерной). При помощи "рукава" нечистоты быстро засасывались из "выгребов". Стоило такой машине выполнить свою работу, как она устремлялась на "сливную станцию" и разгружалась. В тех случаях, когда вблизи неканализованных владений проходили канализационные трубы, для очистки выгребов применялась ассенизационная перекачечная машина.
Постепенно вывозная ассенизационная система вытеснялась канализационной, удобной и гигиеничной, так как отбросы удаляют по подземным трубам. А куда же эти трубы и гигантские коллекторы (см. "Коллектор") ведут? На очистные сооружения (см. "Очистка"), что крайне важно в санитарном отношении.
Это интересно
В Москве на Воронцовской улице во дворах двух домов, которые занимал один из обозов так называемых золотарей, днем можно было видеть на телегах кадки и бочки с высокими черпаками. С полуночи, когда улицы становились свободными, и до раннего утра этот нехитрый транспорт вывозил нечистоты из города, нередко расплескивая из открытых бочек "благоуханное" содержимое. В тишине спящего города раздавался невообразимый грохот - это проезжали по булыжным мостовым золотари на телегах, обода колес у которых были железными (позже телеги стали делать на резиновом ходу). Жители роптали, и Городской Думе приходилось "устраивать" схему движения ассенизационных обозов так, чтобы их маршрут не проходил по одним и тем же улицам дольше полутора-двух месяцев.