В Россию и в ее столицу Москву дорожная цивилизация пришла позже, чем в Европу. В этом нет ничего удивительного. Когда Афины, Рим, Лондон уже насчитывали десятки, сотни тысяч жителей, Москва была скромным поселением, не имевшим даже каменной крепостной стены.
Один из первых документов, свидетельствующих о зачатках организованного дорожного движения в России, датируется 3 января 1683 года. Это был именной указ царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича Романовых, запрещавший быструю езду по городу во избежание увечий. Надзор за исполнением указа был возложен на стрельцов, которые в ту пору выполняли функции царской гвардии и личной охраны августейшей семьи.
Позже, уже в зрелые годы, Петр I учредил генерал-полицмейстерство, отвечавшее за порядок на улицах Петербурга и Москвы. В 1718 году Петр лично распорядился, "чтобы улицы и переулки содержались в чистоте, были сухи и чтобы проезд по ним был нетруден". За лихую езду, если она не была вызвана государственной необходимостью, сурово наказывали. Даже гвардейского офицера за лихачество могли разжаловать в рядовые. А попадется на том же купец или простолюдин - беспощадно лишали части имущества.
Спустя полвека в России решили (видимо, не без влияния Запада) одеть извозчиков, составлявших самый многочисленный отряд участников дорожного движения, в желтые кафтаны. В тот же цвет велено было красить их одноколки.
Шло время, Россия становилась все более развитой и цивилизованной страной. Число пролеток и конных экипажей достигло уже десятков тысяч. Требовались более четкие правила, которые регулировали бы езду по городу.
Впервые такой документ был разработан в начале ХIХ века петербургской полицией. Его с полным основанием можно считать прообразом современных Правил дорожного движения. В "Наставлении старостам, извозчичьим и извозчикам", в частности, говорилось: "...извозчикам ездить рысью, тихо и со всей осторожностью, отнюдь не скакать и не ездить шибко, каковую осторожность еще более наблюдать на перекрест.ках и притом держаться всегда правой стороны; где случиться многолюдство, там ехать шагом, а когда кто перебегает через дорогу, то в таком случае остановить лошадь, дабы на перебегающего не наехать, в особенности еще наблюдать, когда переводят на руках малолетних детей".
Разве не созвучно это нынешним Правилам дорожного движения, где сказано, что пешеход всегда имеет преимущество перед автомобилем и что от водителей требуется особая осторожность при движении вблизи школ, детских садов, рядом с которыми установлен дорожный знак "Дети", и оживленных перекрестков!