Примерное время чтения: 3 минуты
89

Прощайте, лошади!

Россия с ее колоссальной территорией всегда нуждалась в мобильных средствах передвижения. Ведь чтобы пересечь нашу страну на лошадях, требовалось чуть ли не полгода. Причем лошадей регулярно меняли и ездоки нигде подолгу не задерживались. Железная дорога, соединившая Петербург и Владивосток, решала проблему лишь отчасти. Чтобы добраться, например, от Омска до отдаленного района в глубине области, в начале прошлого века понадобились бы недели, если не месяцы. В общем, автомобиль был единственным спасением для нашей страны, если она не хотела остаться на обочине цивилизации.

И мы начали ударными темпами догонять Европу и Америку в автомобилестроении. Сначала появились "Дуксомобили", которые собирались на велосипедном заводе "Дукс" по американской лицензии "Олдсмобиля". Интересные машины! Они были двухместными, весили около 500 кг, развивали скорость до 35 километров в час и на сотню километров пути расходовали 10 л бензина, то есть были вполне конкурентоспособными по отношению к нынешним авто в части прожорливости. Вместо круглого руля у "Дуксомобиля" стоял рулевой рычаг, который на жаргоне водителей назывался "коровий хвост".

Чуть позже на вагонном заводе начали делать легендарные "Руссо-Балты" - более совершенные авто, с двухцилинд.ровым двигателем. Они уже могли перевозить груз почти в полтонны весом. На базе "Руссо-Балта" появились машины для нужд пожарной службы, для перевозки почты, для военных.

Но перед первыми же автомобилями встала извечная глобальная проблема России - почти полное отсутствие качественных автомобильных дорог. К концу XIX века в нашей огромной стране было всего 20 тысяч километров дорог с твердым покрытием (в том числе грунтовых). Для сравнения: во Франции в 1890 году таких дорог было в десятки раз больше при расстояниях на порядок меньше наших.

В 1910 году Россия ратифицировала Международную конвенцию об организации автомобильного движения. Теперь наша страна, как и все просвещенные державы, должна была руководствоваться определенными принципами. Главный из них - езда по дорогам должна быть максимально безопасной для водителей и пешеходов. Все транспортные средства необходимо оснащать световыми приборами, звуковыми предупреждающими сигналами, водители должны выполнять определенные правила разъезда с другими транспортными средствами и так далее. В отдельной главе приведены первые четыре обязательных дорожных знака, которые следовало устанавливать для удобства и безопасности водителей в двухстах метрах от опасного участка: "неровная дорога", "извилистая дорога", "пересечение с железной дорогой", "перекресток". Кстати, первые дорожные знаки появились в Риме при императоре Гае Гракхе. На них указывалось, сколько верст до того или иного населенного пункта. А вот наш император Александр I пошел дальше и издал указ, повелевающий "при въезде в каждое селение иметь столб с доской, показывающий, какое это селение и какое оно имеет число душ".

В самом начале ХХ века автопарк России состоял из 3501 автомобиля и 1155 мотоциклов. Но уже к 1917 году число авто у нас увеличилось до 12 378 единиц. Это примерно столько, сколько сегодня зарегистрировано машин в одном микрорайоне Москвы.

Но даже эти автомобили наполняли города таким страшным шумом, что укрыться от него не удавалось нигде. Рычали моторы, беспрестанно гудели клаксоны, выхлопы отработанного топлива напоминали пулеметные очереди, ведь глушители тогда были весьма несовершенными. При появлении автомобиля на улице извозчичьи пролетки испуганно жались к тротуарам, уступая дорогу механическому чуду двадцатого столетия.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно