Примерное время чтения: 3 минуты
166

Брлюллов Карл Павлович (1799-1852)

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами стар и млад бежит из града вон.

Такие строки написал А. С. Пушкин, находясь под впечатлением от картины "Последний день Помпеи".

Карл Брюллов, сын скульптора Павла Брюлло, создал эту картину в Италии, куда попал после окончания с золотой медалью Воспитательного училища при Академии художеств. В 1827 году Брюллов побывал на развалинах города Помпеи, разрушенного во время извержения Везувия в I веке до н. э. Зрелище настолько вдохновило художника, что он вспомнил о нем, когда пришло время выполнить одно из условий обучения за границей - создание большого исторического полотна.

Работа заняла три года - с 1830-го по 1833-й. Эта огромная (456x651 см) картина произвела неизгладимое впечатление на публику. Брюллова называли лучшим художником России, даже Николай I удостоил его аудиенции.

"Последний день Помпеи" - самая известная, но далеко не единственная работа художника. Еще во время обучения Брюллов приобрел репутацию прекрасного портретиста, изобразив, например, М. Ю. Виельгорского (1828), великую княгиню Елену Павловну с дочерью (1830). Художник прекрасно выступил в жанре парадного портрета-картины. Его "Всадница" (1832), запечатлевшая Джованни Паччини, воспитанницу графини Ю. П. Самойловой, знаменита, пожалуй, не меньше "Последнего дня Помпеи".

Вернувшись в Петербург, Брюллов понял, что от него ждут новых масштабных полотен. И он, стараясь не обмануть ожиданий, приступил к историческому полотну об осаде Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1781 году. В поисках вдохновения даже посетил Псков, но картина так и не была закончена.

Дальше эскиза не двинулось и другое его историческое полотно - "Нашествие Гензериха на Рим", осталась в набросках картина, посвященная Отечественной войне 1812 года...

Неудачи с большими формами не мешали Брюллову с вдохновением писать небольшие композиции и по-прежнему оставаться недосягаемым в жанре портрета. Его изображения Н. В. Кукольника (1839), В. А. Жуковского (1837-1838), И. А. Крылова (1839), еще один парадный портрет Ю. П. Самойловой с приемной дочерью на костюмированном балу (до 1842) вошли в сокровищницу русской портретной живописи.

Одной из вершин позднего творчества К. П. Брюллова стал автопортрет (1848), на котором художник пророчески запечатлел свое собственное медленное угасание. И без того слабое здоровье Карла Павловича серьезно пошатнулось после работы над росписями Исаакиевского собора (1843-1847). Тяжелый физический труд на лесах, в удушливом запахе красок и сырой штукатурки, настолько подорвал силы художника, что он не смог закончить работу и передал ее П. В. Басину.

Весной 1849 года Брюллов отправился на лечение на остров Мадейра, затем в Испанию и, наконец, оказался в Риме. Здесь он написал еще несколько блестящих работ, в том числе портреты Микеланджело Ланчи (1851) и членов семьи Титтони (1851-1852). Но силы художника были на исходе, и после очередного сердечного приступа он умер. Похоронен К. П. Брюллов на римском кладбище Монте-Тестаччо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно