Примерное время чтения: 22 минуты
167

Уклад жизни, традиции. Часть 1

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

Страна поделена на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района. Провинции и автономные районы, в свою очередь, поделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уезды - на волости, национальные волости, а также поселки и села. Автономные районы (на уровне провинции), округа и уезды являются территориями национальной автономии, где проживают национальные меньшинства.


Многие из китайских провинций превышают по своей территории, а часто и по численности население основных государств Европы, за исключением России.


Некогда захваченный Англией Сянган (Гонконг) и завоеванный ранее Португалией Аомэнь (Макао) вернулись в лоно Родины и стали специальными административными районами.

Центр того или иного административного района здесь является столицей провинции или автономного района. Правительство КНР находится в столице Китая - городе Пекине.

Посредством реформы Центральное правительство передало довольно значительную часть властных прав и обязанностей нижестоящим местным правительствам. Экономические интересы последних уже больше не зависят от решения Центра и преимущественно обеспечиваются усилиями местных правительств.

СТОЛИЦА КНР

Пекин - культурный, политический, экономический, транспортный центр и столица Китайской Народной Республики. По-китайски этот город называется Бэйцзин, что означает "Северная столица".

Вряд ли где-нибудь еще можно найти такое множество памятников культуры, собранных в одном месте. Это Императорский дворец, который стал музеем и теперь называется Гугун и храм Неба, и Великая Китайская стена, и усыпальницы императоров династии Мин, и Пекинская опера, и Башня колокола, и Башня барабана (говорят, что звуки колокола и барабана когда-то можно было услышать на расстоянии до 20 километров), и знаменитый храм Конфуция, и ламаист-ский монастырь Юнхэгун.


Пекин считается одной из наиболее безопасных столиц в мире: здесь самый низкий уровень преступности и автокатастроф.


Возникновение первого городского поселения на территории Пекина относят к X веку до н.э. (но прапрадеды китайцев жили здесь еще 500-700 тысяч лет назад). История сохранила даже название этого города - Цзи.

В начале XII века город завоевали племена чжурчжэней и, переименовав в Чжунду, сделали столицей государства, образовавшегося в Северо-Восточном Китае. В 1215 году Чжунду был захвачен монголами во главе с Чингисханом. А в 1263 году он стал столицей монгольской династии Юань, основателем которой был хан Хубилай, завоевавший Китай и провозгласивший себя императором. При династии Юань Пекин впервые стал столицей всего Китая. Правда, он тогда назывался Даду, а в Европе был известен как Ханбалык - "Ханский город". С XIV века за ним закрепилось название Бэйпин - "Северное спокойствие" (от этого слова и происходит название "Пекин"). В 1421 году Бэйпин переименовали в Бэйцзин.

Пекин был столицей трех династий - Юань, Мин и Цин. В 1949 году он был провозглашен столицей Китайской Народной Республики.

"НА НЕБЕ - РАЙ, НА ЗЕМЛЕ - КИТАЙСКИЙ ГОРОД"

Крупнейшие мегаполисы КНР - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, Шэньян, Ухань, Гуанчжоу. Еще 40 городов Китая имеют население более 1 миллиона человек.

Китайские города - это созерцательный, неторопливый, спокойный взгляд в прошлое, ведь им по 2-3 тысячи лет, и одновременно путешествие в будущее, так как китайская экономика развивается с неимоверной скоростью. Прогуливаясь по сказочным китайским садам, любуясь дворцами и храмами, взбираясь на пагоды, глядя на людей, плавно движущихся в гимнастике тайцзи, человек, впервые приехавший в Китай, учится смотреть на мир иначе.

В Шанхае находятся Музей искусства и истории с одной из лучших в Китае коллекций, сад мандарина Ю, разбитый в XVI веке, сад Пурпурных Осенних Облаков, созданный в правление династии Мин, Храм Нефритового Будды. К Всемирной выставке World Expo, которая намечена на 2010 год, в этом фешенебельном городе планируют построить современную сеть скоростного транспорта. Ее поезда смогут перевозить пассажиров из пригородов в центральные районы Шанхая всего за 20 минут. В Гуанчжоу расположен один из главных зоопарков страны. Город Лхаса знаменит множеством буддийских монастырей и храмов, там стоит дворец Потала - резиденция далай-ламы, - построенный в XVII веке. Великолепный Ханчжоу славится музеями - чая, шелководства, фармакологии. Гонконг известен как один из самых крупных "шоп-центров" мира и как обладатель огромного Океанариума, где расположились театр с дельфинами, аквариум с акулами, экзотариум с рифовыми рыбами и аквапарк. Лоян, находящийся на северном берегу реки Ло, является одним из древнейших центров китайской цивилизации. Он был столицей при девяти ранних династиях китайских императоров. В эпоху расцвета Лояна, в V веке, к югу от города в гротах из песчаника началось создание статуй Будды. Со временем в двух тысячах пещер грота Лунмэнь было воздвигнуто почти 100 тысяч изваяний и рельефов Будды. Город Харбин, заложенный в 1889 году, обязан своим рождением строительству КВЖД. Среди его старинных шедевров - Храм Конфуция, буддийский монастырь Цзилэсы, церковь Покрова Богоматери, большой (1198 м) мост через реку Сунгари, соединяющий город с зоной отдыха, где есть Остров Солнца.

По древнекитайской традиции, сложившейся на Великой равнине, города строили по единому плану: прямоугольные, подобно "квадратной" Земле, с дворцом правителя в центре, главные ворота которого открывались навстречу югу. Китайцы, так же как этруски и римляне, придавали большое значение геомантии (китайскому учению фэншуй): "сидеть лицом к югу" для них значило царствовать, "повернуться лицом к западу" - оказаться по левую руку царя, ближе к его сердцу, а "повернуться лицом к северу" - из правителя превратиться в подданного. Отсюда четкая прямоугольная планировка китайских городов с ориентацией по меридиану, сохранившаяся до сих пор. Правда, на гористом юге соблюсти этот принцип было невозможно: даже южная столица Нанкин имеет, если посмотреть на карту, неправильную форму, а дворец Чжу Юаньчжана располагался здесь в свое время у юго-восточной стены, и его ворота "смотрели" на юго-запад.


Если мы указываем направление словами "пройдете вверх" или "повернете направо", то китаец сориентирует человека на стороны света: "Проедете на трамвае две остановки к востоку". В этой стране почти все определяется сторонами света.


В старые времена идеальный столичный город планировался так: в центре - дворцовый комплекс (Императорский город), вокруг него - кварталы чиновной знати с учреждениями (Внутренний город), а затем - торгово-ремесленный посад (Внешний город). Каждый из городов был обнесен стеной, а в эпоху Тан еще и делился на кварталы, тоже обнесенные стенами, ворота которых запирались на ночь для удобства полицейского надзора. Однако танский имперский помпезный стиль градостроительства долго не продержался. В эпоху Сун планировка городов стала небрежнее, а жизнь в них - более бурной.

Китайские города средневековья не стремились ввысь, они как бы "растекались" по земле. Самыми высокими постройками, придающими пейзажу красоту и пафос устремленности к небу, здесь были многоэтажные башни лоу и пагоды, распространившиеся вместе с буддизмом. Пагода - это сложная постройка башенного типа с множеством поднимающихся друг над другом изящно изогнутых крыш, увенчанная шпилем. Считалось, что высокие места лучше всего овеваются течением мирового эфира, благотворного для всего живого. Именно поэтому китайские отшельники стремились к вершинам гор. Для большинства же горожан восхождение на гору было недоступно, зато к их услугам было восхождение на пагоду.

Опорные конструкции в зданиях ханьцев, в отличие от строений запада, не стеновые - они сооружены из столбов и балок. "Фанза устоит, даже если стены обрушатся", - говорят здесь.

На севере, где холодный климат, возводили прочные наружные стены, способные защитить от холода. На юге, где климат теплый и влажный, делали тонкие стены из деревянных досок или бамбука. А иногда наружных стен вообще не было, их заменяли ряды окон и дверей. В сооружениях типа беседок и галерей между столбами оставляли пустые проемы. Интерьеры разгораживали с помощью легких перегородок и ширм.

Другой отличительной чертой древнекитайского зодчества был ансамблевый принцип, с помощью которого достигался эффект масштабности. Строили не одно здание, а целый комплекс сооружений - будь то дворец, монастырь или жилье. Строили так, что отдельные сооружения архитектурной группы было невозможно обозреть целиком, находясь за пределами комплекса. Исключения составляли лишь обязательные для каждого города крепостная стена и Барабанная башня. Планируя строительство будущего архитектурного ансамбля, китай-ские зодчие строго придерживались принципа симметрии: строения располагались симметрично относительно центральной оси, а посередине оставлялось пространство для внутреннего двора. По такому же принципу застраивались и города.

Китайские градостроители заботились о том, чтобы каждое здание и его детали - кронштейны, колонны, коньки кровли, шпили и прочее - были художественно оформлены. Так как черепичная кровля, покоящаяся на деревянных перекрытиях, была громоздкой, ей придавали для изящества изогнутую форму с приподнятыми углами - создавали "парящий эффект". Конек крыши украшали фигурками животных, на торцы черепицы наносили узоры в виде цветов и птиц.

Раньше китайский город был административным центром, ранг которого мог быть повышен или понижен по усмотрению властей, что не было связано с численностью городского населения и родом его занятий. Так, в начале прошлого века в окружном городе Цзянлине жило около 5 тысяч человек, а рядом находилось "торговое село" Шаши с более чем 100-тысячным населением (сегодня Шаши - город). Ну и что, ведь все равно никаких городских привилегий не было! Мировой центр фарфорового производства - Цзиндэчжэнь, где в пору расцвета в XVI-XVIII веках жило около миллиона человек, тоже был не городом, а посадом, так как управлявший им мандарин жил не здесь, а в захудалом местечке Лэпин, которое именно по этой причине считалось городом. Перевод резиденции правителя (находившегося в ранге министра) из одного пункта уезда в другой являлся также "перенесением" уездного города.


Строения, выполненные в духе китайской архитектуры, можно встретить не только в Китае, но и в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии. Даже в США, Канаде, Франции, Австралии и других не азиатских странах есть построенные на китайский манер беседки, терема и пагоды. Настолько привлекательна традиционная китайская архитектура.


Архитектурно-культурные центры Китая образуют гигантский треугольник, который по праву может называться "золотым". В одном его "углу" расположены города Пекин и Чэндэ, в другом - Сиань, Лоян и Шаолинь, в третьем - Шанхай, Сучжоу, Уси и Ханчжоу.

В настоящее время в Китае насчитывается 668 городов. 13 из них - с населением более 2 миллионов человек, 378 - с населением менее 200 тысяч человек. Развитие малых городов - стратегия китайского правительства для стимулирования социально-экономического развития села. По городским функциям, стимулирующей силе и условиям регионального развития китайские города можно разделить на шесть ступеней: центры, имеющие государственное и международное значение, межпровинциальные цен-тры, центры той или иной провинции, местные центры, уездные центры и центры внутри страны. В городах сосредоточено свыше 50% промышленной продукции страны, более 70% производимого валового национального продукта, приблизительно 80% налоговых доходов госбюджета, 90% вузов и научно-исследовательских учреждений.

КАК ЗОВУТ КИТАЙЦА?

Семья в Китае всегда в приоритете по сравнению с личностью, поэтому фамилия у китайцев ставится впереди имени. Но вот что удивительно: в миллиардной стране всего лишь несколько сотен фамилий. Самые распространенные - Ли, Лю, Ван, Чжан, Мао и Чжао - охватывают чуть ли не половину населения.

Круг китайских фамилий ограничен списком определенных иероглифов "Байцзясин", что в переводе означает "Сто фамилий", хотя сейчас их намного больше. Большинство китайских фамилий односложные. Фамилии, состоящие из двух слогов, встречаются так же редко, как у нас двойные. А вот в выборе имен китайцев ничто не сдерживает. Здесь списка, подобного "Байцзясин", не существует, и фантазия родителей разыгрывается. В русской традиции все наоборот: у нас ограниченое количество имен и неограниченое - фамилий.


В Древнем Китае иногда жители целой деревни или даже нескольких деревень носили одну фамилию, и все они были в родстве.


Основной критерий при выборе имени - благозвучность, красота иероглифического написания и смысловой намек на что-то хорошее, например богатство, славу, уважение, высокие идеи, счастье и т.п. Для женских имен родители стараются подобрать иероглифы, ассоциирующиеся с прекрасным.


Изучение имен помогает узнать, о чем в ту или иную эпоху больше всего мечтали китайцы.


Раньше только что родившегося здесь человека называли "детским", "молочным" именем, которое ребенок носил до школы. Затем отец или учитель давали ему "большое", официальное имя, сохранявшееся за ним до конца жизни и обозначающее его личность в документах. Кроме того, в юношестве человек получал от родителей, от учителей, а чаще всего от друзей "второе имя", основанное на чертах уже определившегося характера и нередко почти вытеснявшее другие имена - вроде нашего прозвища. Образованный человек имел еще и псевдоним, а профессиональный литератор - нередко пару литературных псевдонимов.

В китайской антропонимии (системе имен и фамилий) действовал ряд условностей. Так, потомки умершего не называли предка по имени - он получал еще одно, посмертное, имя, которое и записывалось на поминальной табличке. Этот же принцип касался императоров, для которых была выработана целая система посмертных имен. Под такими именами они и вошли в историю: У-ди - Воинственный Император, Вэньди - Просвещенный Император, Тайцзун - Великий Предок, Дэцзун - Добродетельный Предок и т.д. Если император был запятнан злодействами или свергнут, он получал никуда не годное посмертное имя (Ицзун - Жестокий Предок) или не получал его вообще. При датировании документов по годам царствования употребляли опять же не имя, а специально выбранный девиз.

Или вот такое правило: иероглифы, входившие в имена императоров правящей династии, их родственников, названия их дворцов и символических предметов, не могли употребляться ни в каком другом смысле: нарушение этого требования приравнивалось к оскорблению Сына Неба. Вот почему иероглифы, которым "повезло" попасть в имена императоров долго царствовавших династий, нередко забывались. Впрочем, иногда этот запрет обходили, видоизменяя знак. Так, официальное имя Конфуция было Цю - "Холм", и если благочестивому человеку требовалось написать слово "холм" в другом смысле, он заменял этот иероглиф его синонимом.

По сей день остается важным то, что китайские имена не обозначают инициалами - их всегда пишут полностью. А правило написания китайских имен в русском языке такое: сначала пишется с заглавной буквы фамилия (двусложная пишется слитно), за ней имя - с заглавной буквы и слитно. До начала 1980-х годов было принято вставлять между слогами китайского имени дефис. Но после обращения КНР в ООН с просьбой придерживаться в орфографии китайских имен и названий норм путунхуа и пиньинь (системы транскрипции), их написание по-русски было подкорректировано.

СЕМЬЯ

Китайскую патриархальную семью охраняют закон и мораль. Раньше главе семейства принадлежала абсолютная полнота власти над остальными его членами - от взрослых сыновей до рабов. Сыновняя почтительность - одна из основных нравственных категорий конфуцианства. Она сводилась к следующему: во всем повиноваться отцу и даже в течение трех лет после его смерти не менять установленных им порядков и правил. Долгом почтительного сына было сохранить в целости собственное тело, доставшееся ему от отца, поэтому, к примеру, татуировки не одобрялись. По этой же причине во времена конфуцианства в Китае были отменены распространенные на Востоке (да и в самом Китае до II века до н.э.) наказания членовредительством.

Отношение к браку у китайцев связано с религией меньше, чем у других народов. Правда, дело не обходится без сверки гороскопов влюбленной пары и многочисленных веселых обрядов. Но главное при заключении брака - это любовь молодых людей и соглашение между главами обеих семей, основанное на брачном контракте.

РЕФОРМА И ОТКРЫТОСТЬ

После образования Китайской Народной Республики здесь действовала система высокоцентрализованной плановой экономики. В 1978 году страна приступила к коренной реформе, и плановая экономика превратилась в рыночную.

История реформы и открытости Китая делится на два периода. В первый, который охватывает 1978-1991 годы, создано 4 особые экономические зоны и открыто 14 приморских портовых городов. Сначала реформа проходила преимущественно в деревне, а в городах велся эксперимент по расширению самостоятельности пред-приятий. Когда реформа развернулась полностью, ее центром стали города.

Второй период, начавшийся в 1992 году, продолжается по сей день. Его главная цель - создание и совершенствование системы социалистической рыночной экономики, повышение уровня открытости внешнему миру.

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ

Вступая в ХХI век, Китай заявил о стратегии процветания своей страны за счет науки и просвещения. Поставленные им задачи научно-технического развития состоят в том, чтобы к 2010 году при-близиться в сферах наиболее важных научных дисциплин и высоких технологий к мировому уровню, повысить возможность самостоятельного новаторства, овладеть технологиями наиболее важных производств.

Китайское правительство усиленно развивает образование на селе, укрепляет связи между общим и профессиональным образованием, стремится ускорить темпы развития высшего образования, увеличивая число студентов, аспирантов и докторантов.

В настоящее время в стране введено всеобщее обязательное девятилетнее обучение.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

Все китайцы - прирожденные музыканты

Ученые из Калифорнийского университета выявили, что совершенный музыкальный слух - способность, свойственная особо талантливым музыкантам, - наблюдается в 9 раз чаще у носителей языков с тоновым ударением, чем у остальных людей.

Абсолютным слухом называется умение узнавать или воспроизводить музыкальную ноту с определенным звучанием без помощи опорного тона. Языки с тоновым звучанием, к которым относятся китайский и вьетнамский, отличаются тем, что одни и те же слова в них могут иметь совершенно разные, нередко противоположные значения, в зависимости от того, в каком тоне их произносят. Так, особенность фонетики китайского языка состоит в том, что он имеет в произношении четыре тона, иначе говоря, любое слово произносится то так, то эдак, то разтак, то разэдак. И получается: слово одно, а значения абсолютно разные. Чуть ошибешься в тоне, и тебя неправильно поймут, могут даже обидеться. Китайцы не ошибаются. Вот почему носителям языков с такими особенностями звучания гораздо легче развить у себя абсолютный музыкальный слух, чем, к примеру, тем, кто говорит на немецком или французском.

ЧЕРТОЧКИ И ТОЧКИ, КОТОРЫМ БОЛЬШЕ 3000 ЛЕТ

Китайцы пользуются иероглифической письменностью. Конечно, она не проста, раз обычная грамотность требует знания около 3,5 тысячи иероглифов. Кстати, самые образованные люди знают их до 10 тысяч. Всего же иероглифов, включая варианты написания, редкие и устаревшие формы, насчитывают до 60 тысяч. Однако это не мешало Китаю быть в XIX веке страной довольно высокой грамотности! Глядя, как то один, то другой кули (поденный разнорабочий) читает газеты, миссионеры-европейцы недоумевали: "Даже простые люди понимают иероглифы, а мы - ни бум-бум!" Китайская иероглифика создана людьми и для людей, стало быть, доступна человеческому пониманию.

Иероглифы помогали и помогают китайцам не только понимать литературу на вэньянь, но и находить общий язык с уроженцами разных провинций, ведь местные диалекты и акценты сильно отличаются друг от друга. В одном лишь Пекине насчитывается три местных акцента. В произведениях романиста начала XX века Лу Синя можно встретить такую сцену: люди из разных провинций, отчаявшись понять друг друга на слух, начинают "разговаривать", чертя в воздухе пальцем иероглифы. А ведь некоторые иероглифы позволяют пекинцу объясниться не только с жителем Гуанчжоу - даже с корейцем и японцем, языки которых имеют далеко не китайскую грамматику.

Китайская письменность - одна из самых древних, доказавшая свою необыкновенную жизнеспособность. Первые дошедшие до нас письменные памятники Китая - письмена на черепашьих панцирях и костях животных. Им три с лишним тысячи лет! При этом цзягувэнь - вполне зрелая система письма. Это наводит исследователей на мысль, что ей предшествовал еще более ранний процесс развития китайской иероглифики. Потом были надписи, сделанные на бронзовых сосудах, музыкальных инструментах и колоколах. И так далее, и так далее...

III век до н.э. стал временем коренных перемен в области инструментов китайского письма. Сначала тюремщик Чэн Мяо изобрел пишущий стержень из мягкого дерева с волокнистым наконечником. Наконечник обмакивали в тушь, и он впитывал в себя определенное ее количество. Новый инструмент стал использоваться при письме на шелке. Столь грубое "писало" превращало окружности, которые рисовали на мягкой ткани, в квадраты, а дугообразные линии - в острые углы. Так родился новый стиль письма - лишу. Новое изобретение оказалось практичнее своего предшественника - полого стебля бамбука с прикрепленным сверху резервуаром для туши ("прадедушки" современной авторучки), делавшего линии одинаковой толщины.

С новым инструментом процесс написания иероглифов ускорился. И вскоре к новому методу письма привыкли.

В конце того же века во время военной кампании против хуннов, полководец, "строитель" Великой Китайской стены, служивший при дворце императора Цинь Шихуана, изобрел кисть. После смерти его стали называть Мэн Тянь - Бог кистей для письма. Благодаря ему мы с вами получили возможность рисовать тушью, акварелью, гуашью и маслом, красить на даче наличники и разрисовывать школьные стенгазеты! Через триста лет, в 105 году, Цай Лунь научился изготавливать бумагу. Кисть и бумага совершили настоящую революцию в иероглифических формах. Бумага имела хорошую впитывающую особенность, а мягкий и эластичный кончик кисти был способен быстро покрывать тушью большие поверхности, изгибаться при поворотах, оставлять прерывистый след. Так в иероглифических формах появились линии разной толщины, плавные переходы к утолщению или утоньшению в пределах одной черты, разнообразные крючки и шлейфы. Новая форма, названная "эталонным письмом" (кайшу), представляла собой начертание классических иероглифов, трансформированное в результате применения кисти и бумаги.

А еще благодаря своей эластичности кисть, как оказалось, обладает способностью соединять отдельные элементы знака в единое целое. Тем самым она подарила китайцам возможность писать иероглифы и даже целые предложения, не отрывая руки от бумаги. Что значительно ускорило процесс написания.

Современные иероглифы имеют схожесть с древними. И хорошо образованному китайцу не составляет большого труда понять древние письмена, в том числе отстоящие от нас на 2-3 тысячи лет, предварительно ознакомившись с определенными правилами.

Каждый иероглиф - это уместившаяся в одном квадратике графическая конструкция, состоящая из черточек и точек, расположенных в определенном порядке. Для нас, людей, использующих письменность буквенно-звукового типа, где каждый знак передает один звук, китайское смысловое письмо, где форма и смысл тесно связаны между собой, кажется сложным потому, что здесь почти каждому слогу могут соответствовать несколько иероглифов, и при этом вполне обычное явление - многозначность одного иероглифа. Кроме того, бывает, что один и тот же иероглиф имеет несколько произношений. Тот, кто хочет овладеть иероглификой, должен развить способность анализировать сложные формы знаков. А этому можно научиться, если писать от руки иероглифы, которые имеют не только самостоятельное значение, но и являются составными элементами более сложных знаков. Правильное знание последовательности и количества элементов знака ускорит запоминание других знаков с похожими элементами, поскольку рука зафиксирует последовательность движений при воспроизведении этих элементов.

В написании иероглифов выделяют пять основных графических элементов: точку, горизонтальную прямую линию, вертикальную прямую линию, черту, откинутую влево и вниз, и черту, круто изогнутую в противоположном направлении или под углом. На основе этих графических элементов образуются остальные, которых больше 20. В одном иероглифе количество графических элементов может быть от 4 до дюжины и более.

Истории известны случаи, когда китайские правители вводили упрощенные иероглифы вместо трудных для лучшего запоминания. В 50-х годах прошлого века китайское правительство провело крупномасштабную реформу китайских иероглифов, обнародовав список их упрощенных форм. Эта мера была продиктована необходимостью за короткий срок ликвидировать среди населения неграмотность. И оказалась очень эффективной!

ОТ РОБОТА ДО КОСМОСА

В стране выведен высокосортный гибридный рис, вступили в строй атомный реактор низкой температуры и атомная электро-станция, на глубине 6 тысяч метров выполнил задачу экспедиции робот китайского производства... Достижений множество! Особенно же здесь гордятся космическими успехами.


Китай занимает первое место в мире по количеству ученых и людей с высшим техническим образованием.


С 1978 года в Китае были запущены десятки искусственных спутников Земли. В 1981 году был успешно осуществлен первый одновременный запуск трех спутников с использованием одной ракеты-носителя. А 15 октября 2003 года в 6 часов 30 минут с Цзюцюаньского космодрома впервые в истории китайской космонавтики был запушен экспериментальный космический корабль "Шэньчжоу" с человеком на борту, который вывела на орбиту ракета-носитель нового типа. Космический корабль и ракета-носитель были созданы руками китайских ученых, конструкторов, инженеров и рабочих. По завершении испытательного космического полета корабль успешно произвел посадку.

До 2020 года Китай планирует запустить в космос более 100 спутников. Главные задачи китайской космонавтики в этот период - зондирование Луны и развитие проектов по освоению космического пространства.

ОЛИМПИАДА-2008

Олимпийские Игры 2008 года будут проходить в столице Китая - Пекине.

Эмблемой Олимпиады-2008 станет изображение бегущего человека на красном поле. Эта эмблема представляет собой сочетание иероглифических знаков с традиционной олимпийской символикой.

Официальный девиз предстоящих в китайской столице Игр: "Один мир - одна мечта".

Талисманами Олимпиады 2008 года в Пекине будут панда, тибетская антилопа, олимпийский огонь, рыбка и ласточка. Все они стилизованы под забавных человечков в экзотических головных уборах. Каждый из "друзей" имеет двойное имя: Бэйбэй, Цзинцзин, Хуаньхуань, Инъин и Нини. Знатоки китайского языка утверждают, что иероглифы, из которых состоят имена, вместе образуют фразу "Добро пожаловать в Пекин!".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно