Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858-1943)
С детства будущий выдающийся театральный режиссер, реформатор театра, педагог, драматург, писатель мечтал о театре. Девятнадцатилетним юношей он дебютировал на сцене любительского театра. Эти первые опыты принесли ему успех, он мог бы стать прекрасным характерным актером, но Немирович-Данченко мечтал об амплуа героя. Пристально вглядываясь в свое отражение в зеркале, честолюбивый юноша понимал: с такой невзрачной внешностью ему никогда не играть на сцене героев. А на другие роли он был не согласен, потому что прекрасно знал примеры сломанных судеб актеров, вынужденных играть не то, что они хотят.
Владимир Иванович принял мужественное решение - отказаться от карьеры актера, но вообще от театра отказаться не смог. Поэтому он остался - но не на сцене, а в зрительном зале, откуда внимательно наблюдал за игрой актеров, анализировал их успехи и неудачи, размышлял над течениями современной драматургии. Немирович-Данченко стал театральным критиком, и весьма успешным. В своих статьях он осуждал режиссеров за то, что их спектакли слишком консервативны, не отвечают веяниям времени, и талант актеров, зачастую недюжинный, пропадает впустую.
Немирович-Данченко сам начал писать и ставить пьесы, работая с лучшими актерами России: Ермоловой, Савиной, Ленским, Давыдовым. Но к себе-драматургу он относился так же критично, как и к себе-актеру. И даже отказался от Грибоедовской премии, присужденной ему за пьесу "Цена жизни", считая, что "Чайка" А.П. Чехова заслуживает ее больше.
С 1891 года Немирович-Данченко начинает преподавать на музыкально-драматическом отделении Филармонического училища. Педагогом он становится замечательным: не скучным, прекрасно знающим актерское мастерство как снаружи, так и изнутри. Он воспитывал новый тип актера - "чеховского": тонкого, умного, умеющего передать малейшие психологические оттенки роли. Вложив столько сил в талантливую молодежь - своих учеников, Немирович-Данченко задумывается, что будет с ними дальше, когда они попадут в консервативные театры. И тогда Владимир Иванович начинает мечтать о собственном театре - обновленном, подлинно современном, отвечающем на все запросы зрителя.
И мечта эта сбывается. Вместе с К.С. Станиславским он создает Художественный театр в Москве, театр, где были поставлены все пьесы А.П. Чехова, и символом которого стала чайка, изображенная на занавесе. МХТ стал делом всей жизни Немировича-Данченко, он продолжал работать в нем до самой смерти.