Примерное время чтения: 4 минуты
59

На букву О, часть 2

Обряды

В искусстве театра есть и народные истоки. На Руси, скажем, в дни больших праздников, в зимнюю пору, весной устраивали маскарады, водили хороводы с песнями, и соответственно поводу проводили обряды. Обряд - от слова "рядиться". Ряженые в берестяных масках, в гриме, с накладными льняными бородами, в вывернутых наизнанку тулупах, с тазами, бубнами, разгуливали по домам в основном на Рождество, на Святках.* Они пели специальные частушки и прибаутки, "колядовали". На масленицу во время гуляний сжигали или бросали в речку чучело Зимы.

Большинство этих обрядов и обычаев дошло с языческих времен, когда наши предки поклонялись богам, олицетворяющим силы природы: солнцу, дождю, огню, реке... Таков обычай "закликать весну" - с песнями, с чучелами птиц, хороводами. Языческие корни лежали в основе праздников окончания полевых работ, сбора урожая. С этим же связан и праздник Ивана Купалы, когда ночью жгли костры, прыгали через них, искали в лесу заветный цветок папоротника.

Постепенно ритуалы теряли свое магическое значение, и на первый план выступали сценки, игры, представления, которые их сопровождали. И это было началом, зарождением театра. Так, свадебный обряд со сватовством, смотринами, девичником и мальчишником - чем не спектакль со всеми его составляющими: действием, сюжетом, диалогами, переодеванием?


* - Святки в православии - двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января).

Опера и оперетта

Опера - это музыкально-драматический спектакль, в котором герои не разговаривают, а поют. Представления, сопровождавшиеся пением, были известны с древних времен, но только после того, как музыка стала самостоятельным, а не прикладным видом искусства, родилась опера. Случилось это в конце XVI века, во Флоренции. Из-за мифологических сюжетов и масштабности действия первые оперы напоминали древнегреческие трагедии. Дольше века опера-сериа (серьезная опера) главенствовала в Европе.

И только в XVIII веке появляется жанр комической оперы. Яркие примеры - "Свадьба Фигаро" В.А. Моцарта и "Севильский цирюльник" Дж. Россини (обе - по комедиям П.О. Бомарше). Именно из комической оперы усилиями французских композиторов Ж. Оффенбаха и Ф. Эрве в середине XIX века появилась оперетта. Это веселый спектакль с музыкой, танцами, остроумными диалогами. В считанные годы оперетта покорила мир. Она несла в себе атмосферу парижских бульваров, с их несерьезными разговорами, запутанными интригами, недоразумениями и любовными приключениями. Оперетта - это всегда праздник. Достаточно вспомнить "Летучую мышь" и "Цыганского барона" И. Штрауса, "Веселую вдову" Ф. Легара, "Марицу", "Принцессу цирка", "Фиалку Монмартра" И. Кальмана.

Иногда можно услышать мнение, что опера и оперетта - неестественные виды искусства, ведь в жизни люди выражают свои мысли речью, а не пением. Однако надо понимать, что театр - вообще условное искусство. Но эта условность сродни волшебству, и мы легко миримся с ней. Приходя в оперу, мы как бы заранее принимаем условия игры, ждем музыки, красочных костюмов, настоящего праздника для слуха и зрения.

Опера дала миру прекрасных певцов, таких, например, как Ф.И. Шаляпин, Х. Каррерас, Л. Паваротти... Все великие композиторы отдали дань оперному жанру. П.И. Чайковский написал 11 опер, Н.А. Римский-Корсаков - 15.

Самые знаменитые оперные театры - "Ла Скала" в Милане, "Гранд-Опера" в Париже, Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге.

Островский Александр Николаевич (1823-1886)

Памятник великому русскому драматургу вы увидите у входа в Малый театр - старейший театр России. Островского называют "отцом русской драмы", реформатором русской сцены. С его приходом в драматургию российский театр обрел свое неповторимое лицо. Пьесы его с неизменным успехом идут по сей день. Сегодня в репертуаре любого драматического театра можно найти: "Грозу", "Женитьбу Бальзаминова", "Бесприданницу", "Свои люди - сочтемся!", "Таланты и поклонники", а еще "Последнюю жертву", "Правда - хорошо, а счастье лучше", "Доходное место", "На всякого мудреца довольно простоты"... Нужны ли еще подтверждения гения драматурга, живости и вечной современности его пьес, где всегда присутствуют яркие характеры, богатейший язык, остроумие и мудрость, увлекательные сюжеты. За свою жизнь Островский написал 47 пьес, еще в 7-ми выступил соавтором. Кроме того, Островский - теоретик драмы, организатор театрального дела. Пьесы его шли прежде всего в Малом театре.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно