Примерное время чтения: 5 минут
134

На букву П, часть 3

ПЛАТОВ И ЕГО КАЗАКИ

Атаман Донского казачьего войска Матвей Иванович Платов (1751, по другим данным, 1753-1818) был, пожалуй, самым популярным у европейцев русским генералом. Страх французов перед казаками был настолько велик, что, порой, только одно известие об их приближении обращало неприятеля в бегство.

Однажды атаман Платов (это было еще в начале войны) чуть было не взял в плен самого Наполеона! "Все наши колонны, - писал об этом сам император, - были окружены казаками..." Впрочем, у страха, как говорится, глаза велики!

Особой популярностью казаки Платова стали пользоваться во время Заграничного похода русской армии и после взятия Парижа (см. Русские в Париже). А во время визита императора Александра I в Лондон в 1814 году англичане настолько почтительно отнеслись к Платову, что даже выбили в его честь памятные медали, а университет в Оксфорде вручил ему почетный диплом доктора наук.

Но Матвей Иванович был "доктором" только военных наук, сподвижником Суворова, и отличился при штурме Измаила. Бравый атаман стал героем народных сказаний, книг и даже мультфильмов. Его портрет печатался на деньгах, выпускаемых во время Гражданской войны деникинцами.

ПОЖАР И РАЗРУШЕНИЕ МОСКВЫ

2 (14) сентября французы вошли в Москву. И в первую же ночь начались пожары. Огонь вспыхнул сразу в нескольких местах: в Китай-городе, на Солянке, Арбате... Горели склады, лавки, дома мещан и усадьбы аристократов. Сгорел дотла госпиталь в Лефортово, где погибли около 700 русских раненых воинов. Оставшиеся без крова москвичи с семьями метались по городу в поисках пристанища.

Огонь дошел до Кремля, проник за его стены. Дважды загоралось здание, где ночевал Наполеон. Приближенные уговорили его покинуть Кремль через подземный ход, который вел к Москве-реке. К Петровскому дворцу французский император продвигался по огненному коридору, между полыхавшими домами...

Пожар пытались тушить, но не хватало людей, да и пожарное оборудование было вывезено из города по приказу генерал-губернатора Федора Ростопчина. Только 7 (19) сентября проливной ливень помог справиться с пожаром. Сохранились нетронутыми "островки" Лубянки, Чистые пруды, Кузнецкий мост, часть Покровки и Мясницкой, отдельные кварталы в других частях города...

Что же стало причиной такого пожара? И современники, и историки во мнениях на этот счет расходятся. Некоторые обвиняли в поджогах французов: горящие дома легче грабить. Но большинство склонялось к тому, что русские сами подожгли город. Кто-то считает, что это случилось стихийно, а кто-то думает, что по приказу генерал-губернатора Ростопчина, а то и самого Кутузова. Сожжение Москвы осложнило жизнь французов, которые оказались не на тихих "зимних квартирах", а в почти уничтоженном огнем городе. Но пожара не могли "хотеть" и официальные российские власти. Впрочем, "энтузиастов", готовых пойти на все ради победы над врагом, было много. Слухи о предстоящем пожаре распространились по Москве еще до Бородинского сражения. "Зажигают все больше свои", - писал один из очевидцев. А еще сохранилось письмо графа Ростопчина, он писал жене 2 сентября: "Когда ты получишь это письмо, Москва будет превращена в пепел, да простят меня за то, что я намерился поступать как Римлянин..."

Французы арестовали сотни поджигателей; десятки переодетых казаков, полицейских и просто обывателей были расстреляны, а их трупы выставлены на столбах для публичного устрашения. И тем не менее две трети города превратились в пожарище...

Пожар Москвы сильно навредил армии Наполеона, заставив ее отступить из города. Покидая Москву, император приказал взорвать самые почитаемые москвичами здания. Заряды пороха были заложены под стены и башни Кремля, под многие храмы и дворцы...

Не все эти черные замыслы французам удалось осуществить. Многие взрывы предотвратили мужество и бдительность москвичей. Например, взрыв Новодевичьего монастыря не допустили монахини, а некоторых храмов - оставшиеся в Москве прихожане. Но разрушений было много, а то, что не было разрушено, подверглось разграблению и поруганию.

Население стало возвращаться в Москву. Город постепенно возрождался: на месте сгоревших кварталов строили новые, восстанавливались дворцы и взорванные стены Кремля. Был разработан "типовой план" строительства, разбиты новые бульвары и улицы... "Пожар способствовал ей много к украшенью", - обмолвился о Москве один из героев Грибоедова. Может быть, это действительно так?

ПОКЛОННАЯ ГОРА

Поклонная гора известна любому москвичу. В старину существовал обычай: путник, подъезжающий к Москве, здесь останавливался и смотрел на великий город, сияющий золотом куполов... Правда, в старину гор с таким названием было около Москвы несколько. Но об остальных со временем забыли. А память об этой Поклонной горе - жива. В наши дни здесь создан мемориальный комплекс, посвященный победе в Великой Отечественной войне, построены храмы основных московских конфессий, разбит парк Победы...

Но это место тесно связано и с событиями Отечественной войны 1812 года. Именно в окрестностях Поклонной горы расположено большинство улиц, названных в честь ее героев; у ее подножья находится музей-панорама "Бородинская битва", стоят восстановленные Триумфальные ворота...

С Поклонной горой связан и еще один примечательный эпизод Отечественной войны. Когда 2 сентября французы начали входить в Москву, император остановился на Поклонной горе, ожидая депутации жителей с ключами от древней столицы. Но, как известно, не дождался. "Москва, - вспоминал адъютант императора, - оставалась мрачной, безмолвной и как бы безжизненной..." Помните строки А.С. Пушкина?

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно