Примерное время чтения: 2 минуты
86

На букву Ш, часть 3

ШПИОНЫ БОНАПАРТА

Шпиономания в России в год нападения французов достигла высшей точки, и иностранные подданные иногда попадали под арест безо всякого повода (см. Ростопчин - генерал-губернатор Москвы). Так, в начале войны на улице северной столицы были арестованы два офицера, говорившие между собой по-французски. Их приняли за шпионов. Если учесть, что для российской аристократии французский был почти "родным", то такой повод для ареста представляется смехотворным.

Но и настоящих лазутчиков Наполеона в России было немало. О настроениях в столичных салонах в Париж доносили "из первых рук", французские "путешественники", "литераторы" и просто парикмахеры... Как пишут некоторые исследователи, Петербург и Москва были "наводнены агентами Бонапарта". Но ведь никто не отрицает, что и Франция в предвоенное время была буквально наводнена русскими, английскими и прочими агентами. Такова логика войны.

Во всяком случае, французская разведка знала о нашей армии практически все. На каждого более-менее заметного генерала было составлено отдельное досье, где описывались не только его былые подвиги, но черты характера, анализировались сильные и слабые стороны.

У такой системы шпионажа были и свои оборотные стороны. Так, например, читая донесения о русских аристократах, критикующих распоряжения властей, Наполеон сильно преувеличил значение этой московской "оппозиции", собиравшейся в Английском клубе. "Шумим, братец, шумим!.." - говаривал про эти посиделки один из героев Грибоедова. "Москва ненавидит Петербург, я воспользуюсь этим соперничеством, последствия подобного соревнования неисчислимы", - рассуждал Наполеон. Но, как мы знаем, просчитался.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно