Побеждай уступая
Джиу-джитсу (дзюдзюцу) - это система приемов рукопашного боя без оружия. По-японски слово джиу-джитсу составлено из двух иероглифов. Первый иероглиф (его правильное произношение дзю, как в слове дзюдо) означает мягкость или податливость, а второй - технику или средство. Название это, таким образом, можно перевести как "техника мягкости".
Основой для дзюдзюцу, вероятнее всего, стал один из разделов комплекса самурайских умений. Наряду с мечом, копьем, луком, наряду с плаванием и верховой ездой, самурай должен был владеть и приемами рукопашного боя без оружия или с помощью подручных средств, которые случайно могли оказаться рядом с ним.
Восстановить точно, когда возникла эта борьба, довольно трудно. Еще до появления этого термина (примерно в XVI веке) в Японии уже существовали различные виды единоборств без оружия. Они постоянно совершенствовались и развивались. Согласно одной из легенд, в XIV веке китайский врач по имени Чень Юаньбин в одном из храмов города Эдо (так в то время назывался Токио) обучал за плату похожей борьбе всех желающих из числа самураев и монахов. Известно также, что три его ученика-самурая открыли впоследствии свои школы.
Сегодня дзюдзюцу включает в себя следующий арсенал приемов: захваты, броски, подсечки, подножки, болевые приемы, техника удушения, техника удержания и нейтрализации противника, а также техника ударов руками и ногами и защита от них. Кроме того, мастер дзюдзюцу должен владеть вспомогательным оружием (по сути, это распространенные когда-то некоторые виды сельскохозяйственных орудий, в дальнейшем мы расскажем вам о них). Как мы видим, борьба дзюдзюцу носит довольно универсальный характер. И все же ударная техника здесь играет второстепенную роль. Связано это, прежде всего, с тем, что изначально этот раздел воинского искусства был рассчитан на облаченных в доспехи самураев, которые во время боя оказались без оружия. Поразить противника, защищенного доспехами, ударом руки или ноги было хотя и возможно, но затруднительно. Именно поэтому в развитии дзюдзюцу ударной технике отводилась подчиненная роль. Традиционно мастер дзюдзюцу, защищаясь от удара, чаще предпочитает сначала совершить бросок, болевой прием или удержание, а не контратаковать ответным ударом (как это, может быть, сделал бы мастер карате). Но не это главное. Система дзюдзюцу, где каждый прием связан с другими, формирует особое отношение к противнику.
О секретах дзюдзюцу и других видов боевых искусств
С давних времен у каждого самурайского клана имелись свои секретные приемы и способы их преподавания. Они тщательно охранялись не только от представителей других сословий, но и даже от членов других самурайских кланов. Каждому такому клану соответствовала своя школа - рю. Школы в то время были небольшими и очень сплоченными. Лишь в редких случаях какой-то ученик мог покинуть школу и тем более открыть свою собственную. Оскорбленные таким поступком, остальные ученики могли преследовать его и даже пытаться убить.
Положение изменилось после революции Мэйдзи (1867-1868), которая упразднила сословные различия и отменила все привилегии самураев. Введение всеобщей воинской повинности лишило самураев службы и, следовательно, средств к существованию. Для того чтобы как-то прожить, многие из них стали показывать свое искусство на рынках и ярмарках. Самураи даже открывали школы, в которых готовы были обучать всякого, кто мог за это заплатить. И вот то, что было предметом гордости и сохранялось в тайне, стало доступно каждому. Искусство дзюдзюцу отдавалось на потребу толпе.
Но, конечно, не все тайны дзюдзюцу были открыты. Не позволяли это сделать сам ход и способы обучения этому искусству. Сначала осваивается базовая техника. Уже это требует от новичка немало усилий и занимает довольно продолжительное время. Без достаточного освоения базовых упражнений невозможно давать материал следующего тренировочного этапа. И причина не в том, что наставники не доверяют новичку или им "жалко" поделиться своими знаниями. Просто пока не закрепятся начальные знания (умения, навыки), материал последующих этапов все равно остается без понимания и не усваивается. Наставники, сами прошедшие весь путь учения, видят это. Они ждут от новичка терпения и дополнительных усилий. И если он готов проявить упорство в тренировках, доверие к школе и преданность Учителю, ему можно и совсем не жалко раскрыть секреты.
Часто материал каждого предыдущего подготовительного этапа тренировок может быть пригоден для использования и без дальнейшего продвижения вперед. Он позволяет ощутить определенную сноровку, почувствовать себя "мастером". Может возникнуть иллюзия, что это и есть вершина мастерства. Многие на этом этапе прекращают занятия. Так у широкой публики создается ложное представление о простоте и открытости дзюдзюцу.
Все сказанное о "тайнах" дзюдзюцу, характерно и для других видов боевого искусства.
Поддаться, чтобы победить!
Но все же почему искусство рукопашного боя получило название дзюдзюцу - техника мягкости? Ведь цель ее - суметь победить грозного и, может быть, вооруженного противника. Причем же здесь мягкость? И вот тут пришла пора рассказать еще одну легенду о возникновении дзюдзюцу. Однажды японский врач по имени Акаяма Сиробеи отправился в Китай для изучения медицины. Там вместе с наукой врачевания он овладел и одним из боевых искусств. Вернувшись домой, в свой родной город Нагасаки, он решил усовершенствовать это искусство и приспособить к местным условиям. Прогуливаясь однажды по зимнему саду, Акаяма увидел, что толстая, крепкая ветка вишни под слоем снега подломилась и упала, а тонкая, гибкая ветка сосны (по другой версии - ветка ивы) согнулась, позволила снегу соскользнуть и вновь выпрямилась. Акаяма воскликнул: "Поддаться, чтобы победить!" Этот принцип он положил в основу новой системы борьбы, которую разрабатывал еще несколько лет. Акаяма утверждал, что его система единоборства позволяет справиться с любым противником, в том числе и превосходящим силой. Говорят, что он не раз доказывал это.
Не нужно думать, что принцип ложной уступки "поддаться, чтобы победить" - только красивый поэтический образ. Он лежит в основе проведения любого приема. Действие этого принципа заключается в использовании для победы силы натиска противника, в ложной уступке его агрессивности. Эта уступка должна стать началом победного контратакующего действия. Многие секреты дзюдзюцу как раз и состоят в том, как правильно это сделать.
Дзюдзюцу и спорт
Дзюдзюцу - вид единоборства, на первый взгляд, чем-то похожий на привычные для нас виды спортивной борьбы: самбо, вольную, даже греко-римскую (классическую) борьбу. А любой вид спорта - это соревнования, турниры, подготовка к ним, ожидание публики и предвкушения знатоков. И вот тут нам придется разочаровать вас! Проведение соревнований в дзюдзюцу затруднено, если вообще возможно. Больше того, даже в тренировочных целях здесь не было принято проводить свободные бои "кто победит". Есть, правда, вид упражнений, название которого можно перевести как "свободные схватки" (дальше мы расскажем о них), но они не являются собственно поединком, а лишь имитируют его. Нам, привыкшим к спортивным единоборствам, где всегда выявляется победитель, это кажется странным. Однако в дзюдзюцу любая схватка с использованием всего арсенала приемов без ограничений может привести к увечьям или даже к гибели одного из противников. С другой стороны, любое ограничение нарушает специфику этого вида боевого искусства. Бой с равным и тем более с превосходящим физической силой противником не допускает условностей и ограничений. Для победы необходимо использовать самые эффективные и бескомпромиссные приемы. Поэтому любой поединок здесь, скорее, похож на дуэль, чем на спортивное состязание. И именно так проходили поединки в прежние времена.
И все же даже тогда устраивались состязания в "щадящем" режиме. Например, иногда требовалось выяснить, чья школа сильнее. Тогда каждая сторона выставляла своего представителя - наиболее выдающегося мастера. Главы школ договаривались об ограничительных условиях и правилах боя - в каждом случае заново. Это было необходимо как раз для того, чтобы подобное состязание не привело к гибели или к увечью одного из участников. Иногда уславливались не применять ударную технику или какую-то ее часть, иногда какие-то болевые приемы и т.д. Выбрать ограничения было не просто, так как у каждой из спорящих школ имелись любимые приемы. Отказ от них - трудное решение для обеих сторон. Судьи на таких состязаниях были нужны не просто для того, чтобы зафиксировать победу. Это как раз становилось ясно каждому и без оценки судьи - победа должна была быть абсолютной. Судьи же были необходимы для того, чтобы не позволять использовать приемы, запрещенные правилами данного боя.
Дзюдзюцу сегодня
Как и в прежние времена, сегодня этот вид боевого искусства держится на клановых (семейных) школах. Насчитывается несколько десятков мелких и 5-6 крупных школ. И, несмотря на то, что существуют несколько международных и даже Всемирная федерация дзюдзюцу, именно семейные школы (в основном японского происхождения) представляют этот вид боевого искусства. Между школами нет иерархии, нет подчинения головной организации. Больше того, разные школы могут, как и в прежние времена, существенно отличаться друг от друга. В небольшой школе, которая и не входит в состав какого-то объединения или федерации, вы можете найти настоящее, истинное дзюдзюцу. Все здесь определяется не старшим тренером или президентом, а Учителем - главой школы и его наиболее приближенными учениками. Эти положения характерны не только для дзюдзюцу, но и для многих других видов боевых искусств.
В настоящее время в некоторых клубах дзюдзюцу предпринимаются попытки усилить спортивный элемент этого вида боевого искусства. Для этого, как уже говорились, приходится вводить разные, ограничивающие арсенал этой борьбы правила, или даже проводить соревнования по отдельным разделам. Но при этом всегда остается риск утратить специфические черты дзюдзюцу. Например, есть соревнования, где используется только бросковая техника, и тогда это становится похоже на дзюдо. Иногда договариваются использовать только ударную технику, и тогда это выглядит, как соревнования по карате.
Именно дзюдзюцу дало начало еще двум вполне самостоятельным видам боевого искусства - дзюдо и айкидо. Рассказывая о них, мы еще не раз будем возвращаться к дзюдзюцу.
Это интересно
Слово "сенсей" переводится на русский язык как "учитель". Именно так обращаются к тренеру по карате и другим боевым искусствам.
В додзё младший ученик старшего коллегу называет почтительно сэмпай, а тот его - кохай. Правда, чаще всего, так обращаются друг к другу ученики, между которыми установились особые отношения: один помогает в овладении искусством другому и контролирует его продвижение, а другой платит ему за это уважением.