Примерное время чтения: 10 минут
565

Дзюдо и его создатель

Мягкость - это путь жизни


Создателем борьбы дзюдо является Дзигоро Кано. (Так произносится его имя по-русски. В Японии принято сначала указывать фамилию - Кано Дзигоро.) Он родился в провинции, недалеко от города Кобе в 1860 году. Отец Дзигоро Кано был образованным и состоятельным человеком, владельцем предприятия по производству саке. Среди его предков значились буддийские священники и ученые. Он был сторонником перемен и положительно относился к распространению в обществе западной культуры, но все же позаботился о том, чтобы его дети получили традиционное японское образование. Когда Дзигоро Кано исполнилось 11 лет, отец перебрался с семьей в новую столицу - Токио и получил место правительственного чиновника. В Токио Дзигоро учился в самых престижных школах. Затем он поступил в Академию Кайсэй. (Впоследствии она преобразовалась в Токийский университет, один из лучших в Японии), где стал изучать политические науки, философию и литературу.

Надо сказать, что, еще учась в школе, Дзигоро Кано был объектом насмешек и даже прямых нападок со стороны своих однокашников. Его определили в школу для аристократов, а он был не только более низкого происхождения, чем большинство учеников, но к тому же выглядел довольно хрупким. Дзигоро Кано старался не уступать никому ни в учебе, ни в стычках. В школе он увлекся спортом, в основном, европейскими видами - бейсболом, греблей, но все же мечтал овладеть "оружием", которое позволило бы ему противостоять любому обидчику. Сделать это было не просто. Вместе с отменой сословной системы, интерес к боевым самурайским умениям стал пропадать. Закрывались школы дзюдзюцу, и найти хорошего учителя было не так легко. И только во время учебы в университете, когда Дзигоро Кано исполнилось семнадцать лет, он сумел осуществить свою мечту.

Его учителем стал Хатиносукэ Фукуду, представляющий школу Тэнсин Синъё-рю. Дзигоро Кано был очень упорным учеником. Все вечера после занятий в университете он проводил в додзё (тренировочном зале). Упорство приносило свои плоды, и он постепенно становился известным борцом дзюдзюцу. После смерти Фукуды в 1880 году он пытался тренироваться самостоятельно, но быстро понял, что из этого пока ничего не выходит и нужно искать другого Учителя. Он продолжил занятия у Мисамото Исо, сына основателя школы Тенсин Сенъё-рю, а затем, после его смерти, у Цинотощи Ийкубо, представителя школы Кито-рю. Известно, что наряду с дзюдзюцу Дзигоро Кано изучал также фехтование с посохом - бодзюцу, и некоторые другие самурайские умения.

После окончания университета Дзигоро Кано поселился в токийском районе Симотани и при небольшом буддийском храме Эйсе-дзи открыл додзё. Он назвал его "Кодокан" или "Дом постижения пути". В то время Дзигоро Кано исполнилось 22 года. Сейчас мы знаем "Кодокан" как столицу дзюдо, огромный спортивный комплекс с десятками татами, общей площадью более 1000 кв. м. А тогда главный зал был величиной всего 25 кв. м, и занималось в нем меньше десятка последователей Кано. Обратим внимание, что название "Кодокан" родилось раньше, чем название самой борьбы дзюдо.

Жил в то время Дзигоро Кано при своем додзё вместе с учениками. Наряду с преподаванием дзюдзюцу много времени он посвящал практике буддизма и беседам с учениками. Собственно, и эти беседы, и сама буддийская практика рассматривались им как неотъемлемая часть изучения дзюдзюцу. Кроме того, он преподавал политические науки в знаменитом лицее Гекусюин и занимался научной работой.

У системы обучения Дзигоро Кано с каждым годом становилось все больше сторонников. Так через семь лет у него занималось более полутора тысяч учеников.

Дзюдзюцу и дзюдо

Как все же Дзигоро Кано пришел к необходимости изменить название своей школы и, по сути, создать новый вид борьбы? Сам Дзигоро Кано пишет, что ему было обидно видеть, как приемы дзюдзюцу демонстрируют на ярмарках и в балаганах, в атмосфере праздности и бездуховности. Поэтому уже самим названием ему хотелось отделиться от такого подхода. Кроме того, в методику своего преподавания он внес ряд существенных изменений. Вероятно самое важное, что предпринял Дзигоро Кано - это выделение травмирующих и особо опасных приемов (всю ударную технику, болевые приемы, "замки" при борьбе в стойке и некоторые другие) в особые разделы, которые преподавались не сразу, а на последующих, более продвинутых этапах. (Некоторые ошибочно полагают, что эти приемы были вовсе исключены из арсенала его школы.) Появилась возможность ввести в программу подготовки борца свободный спарринг (тренировочный бой) и сделать соревнования более безопасными и справедливыми. Почему это было важно для Дзигоро Кано? Во-первых, это делало похожим новый вид борьбы на единоборства, распространенные в Европе, и могло сблизить японскую и европейскую культуры. Во-вторых, появилась возможность унифицировать правила и методику преподавания и, вслед за этим, проводить соревнования на любом уровне. Это позволило также ввести эту борьбу в программу учебных заведений.

Но не это главное. Свободный спарринг раскрывал особые способности. В результате тренировок развивалось интуитивное мышление, дар предвидения, вырабатывалось умение мгновенно принимать решение, а также понимать намерение противника и т.д. Поэтому свободный спарринг и соревнования были для Дзигоро Кано не самоцелью, а неким упражнением, характерным для практики буддизма.

Приведем лишь один пример, свойственный культуре Японии. Здесь до сих пор распространено рисование тушью и кистью по рыхлой, похожей на промокашку или салфетку, бумаге. Рисуя, необходимо очень быстро вести по ней кистью. Нельзя останавливаться ни на мгновение, иначе тушь тут же расплывается и образуется пятно. Такое занятие развивает решительность, интуитивное мышление, умение охватить весь процесс в целом, способность продуктивно действовать не задумываясь и т.д. Свободный спарринг в дзюдзюцу, так сказать, на другом материале, позволяет развивать те же самые умения. Дзигоро Кано, как мы уже отмечали, заботился о гармоничном духовном развитии - независимо от того, какой религии или культуре принадлежал человек. Именно поэтому он первым из учителей боевых искусств ввел в название созданного им вида борьбы слово до, означающее путь или стезя, термин ключевой для всей дальневосточной культуры. Таким образом, новая борьба получила название путь мягкости (от япон. дзю - мягкость) - дзюдо.

Основные принципы и методические приемы в преподавании дзюдо и дзюдзюцу

Во всем остальном, кроме систематизации приемов и введения в практику каждодневных тренировок свободного спарринга, дзюдо, по сути, ничем не отличалось от дзюдзюцу. Как и в дзюдзюцу, основными тренировочными, обучающими упражнениями были ката и рандори. Общий набор приемов, комбинаций, разбитых на определенные разделы остался прежним. Опишем их подробнее.

Ката

Это слово с японского языка переводится как форма. Ката в дзюдо - это форма, по которой выполняется и отрабатывается тот или иной прием. Значимым здесь является абсолютно каждый компонент приема: направление, по которому необходимо выводить из равновесия партнера, положение и перестановка ног, правильный угол вхождения, темп проведения приема и т.д. При этом и партнер, на котором отрабатывается прием, должен знать совершенно точно, как ему действовать. Во время сдачи экзаменов именно ката демонстрируют перед экзаменатором.

В дзюдо термин ката применяется также для обозначения комплексов приемов, объединенных определенными принципами. Далее мы перечислим эти комплексы и приведем их названия.


Это интересно

Ката - комплексы приемов

1. Комплекс мягкости, или дзю-но ката.

2. Комплекс наиболее результативного применения силы, или сейроку дзенъё кокумин тайику-но ката. Это упражнения, разработанные для целей национального физического воспитания.

3. Комплекс свободного боя, или рандори-но ката.

4. Комплекс ударной техники, или синкен-сёбу-но ката (другое его название - киме-но ката).

5. Ицуцу-но ката. Его переводят часто как комплекс пяти стихий, хотя в оригинале это звучит проще - ката пяти.

6. Старинный комплекс - приемы, выполняемые самураем, облаченным в доспехи, или косики-но ката.

7. Комплекс самозащиты Кодокана, или Кодокан госсиндзюцу-но ката.

8. Специализированный комплекс защиты для мужчин.

9. Специализированный комплекс защиты для женщин.

Как мы видим, только комплекс защиты Кодокана можно считать оригинальным нововведением Учителя Кано. Все остальные ката - это результат систематизации и особой классификации приемов дзюдзюцу, воспринятых им от своих Учителей.

Рандори

Другим важнейшим тренировочным принципом является рандори. Рандори переводится с японского как свободное упражнение. Его главное отличие от ката состоит в том, что ни один из партнеров не знает, какой прием будет проведен в данный момент. В то же время это вовсе не свободный спарринг. Здесь нет борьбы в собственном смысле этого слова. Прибегая к образному сравнению, можно сказать, что в рандори, оба партнера в свободной манере имитируют ситуацию, когда один из них "попался на прием", не договариваясь об этом заранее. В рандори могут тренироваться спортсмены различного уровня. Более опытный и искусный не блокирует усилия противника, не мешает ему, а дает реализоваться на своем уровне. Борец более низкого уровня может попробовать взять инициативу в свои руки и спокойно проверить свои умения и защитные действия противника. Все это позволяет не только отработать тот или иной прием, но и развить способность к импровизации, быстроту реакции, преодолеть суетливость и импульсивность и, наоборот, воспитать самообладание и выдержку.

Дзюдо как спорт

Усилиями Дзигоро Кано еще при его жизни дзюдо стало полноценным видом спорта. Сегодня, как мы знаем, этот вид борьбы даже включен в олимпийскую программу. Существует Международная федерация дзюдо (основана в 1951 году) а в большинстве стран мира - и национальные федерации дзюдо. С 1964 года дзюдо - в программе Олимпийских игр, проводятся чемпионаты мира (с 1956 года) и первенства Европы (с 1951 года).

И все же есть черты, отличающие дзюдо от других "европейских" видов спорта. Самым ярким отличием является тот факт, что после завершения успешной спортивной карьеры борец дзюдо очень часто не бросает занятия, а, наоборот, начинает заниматься на другом, более углубленном уровне. Нередко дзюдоист изучает также другие воинские дисциплины.


Это интересно

В 1964 году в кинотеатрах нашей страны был показан японский фильм "Гений дзюдо" режиссера Сэйитиро Утикава. Он рассказывал о судьбе деревенского юноши Сансиро Сугота, который приехал в столицу и стал свидетелем поединка между мастерами двух разных школ дзюдзюцу. Одним из них был будущий создатель дзюдо - мастер Кано. После этого Сансиро всю свою жизнь посвятил дзюдо, осознав, что это не только боевое искусство, но и путь к гармонии и духовному совершенству. Благодаря этому фильму многие мальчишки стали с увлечением заниматься дзюдо.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно