Каратист не нападает первым -
он начинает бой контратакой
Основными приемами ведения боя в карате являются разные виды ударов руками и ногами и защиты от них. Иногда про карате говорят, что это искусство кулачного боя или ударный вид единоборства. Но это не совсем так. Арсенал карате включает, кроме ударной техники, многочисленные броски, подсечки, подножки, свалы, приемы на освобождение от захватов и т.д. Правда, проведение этих приемов отличается от того, как это происходит в дзюдзюцу или в дзюдо. В соответствии с традицией каратисты изучают также искусство владения некоторыми "подсобными" видами оружия. Опишем их кратко. Во-первых, это фехтование палками разных размеров: бо - величиной с посох или черенок любого сельскохозяйственного орудия: граблей, метлы, вил; шест примерно в полтора раза выше, чем посох, дзё - палка величиной с трость. Далее это тонфа - ручка мельничного жернова. Саи - трезубец, назначение которого не вполне ясно, - он мог использоваться как наконечник для остроги или орудие для подготовки почвы и посадки ростков риса. Нунчаки - цеп для молотьбы риса. На Окинаве были школы, в которых изучалось фехтование и другими видами вспомогательных орудий, например, веслом.
Мы привыкли считать, что карате - это японский вид единоборства. Однако в Японии до сих пор не утрачена память, что карате пришло сюда с Окинавы. А Окинава, хоть и является японским островом, но расположена очень далеко от основных территорий страны. Китай, пожалуй, к ней ближе. Говорят жители Окинавы на языке, который сильно отличается от японского. Наконец, Окинава, до того как в начале XVII века была присоединена к Японии, обладала не только развитой оригинальной культурой, но и собственной государственностью. Только спустя триста лет после присоединения Окинавы, Япония познакомилась и приняла карате. По популярности в Японии карате безусловно уступает таким исконно японским видам боевого искусства, как кэндо или дзюдо.
Первые мастера карате перебрались с Окинавы в японскую метрополию сравнительно недавно. Самые известные из них - это Фунакоси Гитин, Мабуни Кенва и Мияги Тёдзюн. Сегодня еще живы некоторые из их первых учеников. Между прочим, пригласил первых каратистов с Окинавы и устраивал им показательные выступления Дзигоро Кано. Он занимал тогда ответственные посты, в частности - пост министра по делам спорта. Однако, позвав мастеров карате, он не мог, так сказать, гарантировать им трудоустройство. Прибыв с Окинавы, мастера карате столкнулись с большими жизненными трудностями. С этим видом боевого искусства в Японии еще никто не был знаком. Невозможно было над входом в додзё просто прибить вывеску с названием школы и фамилией учителя - местные жители попросту ничего бы не поняли. Все приходилось начинать с нуля.
Основатели японских школ карате
Одним из первых, прибывших с Окинавы мастеров, был Фунакоси Гитин. Карате Фунакоси стал изучать с пятнадцати лет. Его Учителем был знаменитый на Окинаве мастер Итосу Ясуцунэ, глава одного из основных стилей - Сюри-тэ. Когда Фунакоси перебрался в Японию, ему уже было больше 50 лет. Он обосновался в Токио и, благодаря свободному владению японским языком, сравнительно быстро преуспел. Еще на Окинаве он работал в школе преподавателем японского и китайского языков. Добавим, что Фунакоси увлекался философией, писал стихи, был мастером каллиграфии. Своему додзё Фунакоси дал имя "Сётокан". Сёто (япон. сосны и волны) был литературный псевдоним Фунакоси. В дальнейшем так стал называться и стиль, который он преподавал. Стилю Сётокан удалось очень быстро распространиться в Европе, где (как и в России) долгое время он был самым известным и, по сути, представлял японское карате.
Партнером и, отчасти, конкурентом Фунакоси в Токио некоторое время был другой мастер карате - Мотобу Тёки. Он известен тем, что при любом удобном случае был готов вступить в реальный бой - в спортивном зале, на боксерском ринге или на улице. Как правило, он побеждал. Говорят, что именно это способствовало развитию популярности карате среди японцев. Мотобу Тёки практиковал семейный стиль карате и оставил на Окинаве последователей и поклонников. Он не смог закрепиться в Токио и вернулся на Окинаву.
Мабуни Кенва - еще один окинавский мастер, который распростронял карате в Японии. Мабуни происходил из аристократического рода. Он родился и жил в городе Сюри, по имени которого как раз и был назван стиль Сюри-тэ. С 13 лет он тренировался у мастера Итосу (того самого, у которого учился и Фунакоси). Мабуни прозанимался у него около пяти лет. Затем, после окончания школы, он прошел срочную службу в армии, а вернувшись, стал работать в полиции. Одновременно с этим, он брал уроки у знаменитого мастера Хигаонна Канрё, главы стиля Наха-тэ, второго из двух основных стилей (названного по городу Наха).
Мабуни учился и у других Учителей - знаменитых (таких как Арагаки Сейсё) и не очень. Он так же изучал искусство владения различными видами "вспомогательного" оружия, такими как саи, бо и др. Кроме того, Мабуни овладел дзюдо и кэндо, которые в обязательном порядке изучались в полиции. Постепенно он приобрел большой авторитет в мире боевых искусств. Известно, что Фунакоси отправлял к нему своего сына на выучку. Да и сам он встречался с Мабуни для повышения своей квалификации, хотя и был намного старше его. Еще на Окинаве Мабуни принимал участие в создании и руководстве общества, а потом и клуба по изучению карате и других боевых искусств Окинавы.
Однако в метрополии, куда решил перебраться Мабуни, ему пришлось еще труднее, чем Фунакоси. Он не захотел конкурировать с Фунакоси в Токио и решил обосноваться в Осаке, большом, но все-таки не столичном городе. Наконец, Мабуни не владел японским языком так, как им владел Фунакоси. Преодолевая трудности, а порой и терпя лишения, Мабуни все же постепенно приобрел учеников и последователей и создал школу, которая впоследствии получила название "Сито-рю". Первые два слога названия - это начальные иероглифы в именах его знаменитых окинавских учителей Итосу и Хигаонна.
Третьей из наиболее распространенных японских школ карате стала школа, созданная мастером Мияги Тёдзюном. Годзю-рю - школа (направление) жесткого и мягкого. Так называл свое карате и мастер Хигаонна - окинавский Учитель Мияги. Точнее говоря, это было не название, а, скорее, описание его характерного принципа. Известно, что и Мабуни, который также учился у Хигаонны, поначалу именовал свой стиль "Годзю-рю".
Мы рассказали о трех мастерах окинавского карате, основавших наиболее известные школы в Японии. Но не все карате перекочевало в Японию. На Окинаве остались крупнейшие центры карате, которые развиваются и сегодня. По-прежнему время от времени некоторые из мастеров карате Окинавы перебираются в Японию, Европу, Америку и пытаются открыть собственные додзё, а поклонники карате из Европы и Америки приезжают на Окинаву, для совершенствования своего мастерства.
О названии
Слово карате состоит из двух иероглифов. Первый - кара означает пустой. Второй иероглиф - те означает рука, но может передавать понятия умение или техника. Поэтому термин карате может быть переведен как пустая рука. Однако название это сравнительно новое. На Окинаве долгое время бытовали и другие названия этой дисциплины: например, ее часто называли просто те. Вероятно, самым распространенным было название, звучавшее также карате, но первый элемент слова передавался сходно звучащим, но имеющим другой смысл иероглифом кара - китайский. Первоначально это боевое искусство именовалось "китайская рука" или "китайская техника боя". Именно так к нему относились на Окинаве, и именно таковым оно в действительности и являлось. С заменой первого иероглифа, к названию прибавили еще один - до. Так что в конечном варианте название это звучит карате-до. Как и дзюдо, и кэндо, карате-до рассматривалось как путь воспитания важных способностей и качеств человека. Правда, в отношении карате-до это скорее воссоздание традиционного его понимания, чем новое осмысление. Ведь в Китае искусство кулачного боя воспринималось именно так.
Основные принципы и методические приемы в преподавании карате
Тренировки карате начинаются с разучивания, а затем повторения фундаментальных формальных упражнений, на первый взгляд далеких от реальной боевой практики. Главнейшими из таких упражнений являются стойки. Их насчитывается чуть больше десятка. Все атакующие и защитные действия выполняются из этих стоек. Они разучиваются и повторяются чаще всего в форме групповых упражнений, но без партнера - индивидуально. Каратисты любого уровня мастерства делают эти упражнения едва ли не на каждом занятии. Далее, все приемы, выученные индивидуально, выполняются в паре с партнером, один из которых совершает атакующее, а другой - защитное и контратакующее действие. По-японски эти упражнения называются кумите, или спарринг. Спарринг в виде формальных упражнений называется кихон-кумите. Постепенно, через ряд промежуточных упражнений, переходят к свободному спаррингу, или дзию-кумите, упражнение, которое мы опишем ниже.
Важной составляющей в подготовке каратиста является закаливание ударных поверхностей рук и ног. Сейчас, с распространением спортивного карате, этому, может быть, стали придавать меньшее значение, но все же каждый уважающий себя каратист помнит о том, что его руки и ноги должны быть подготовлены к реальному и трудному бою. Для проверки результатов такой закалки (а также для проверки силы и резкости удара) выполняется упражнение под названием тамешивари - разрушение досок, кирпичей, других предметов с помощью ударной техники.
Наконец последним упражнением, которое необходимо описать, является упражнение под названием ката. Ката - это набор формальных упражнений, которые выполняются в виде непрерывной цепочки движений, напоминающих танец. Несмотря на то, что каждое такое движение - атакующее или защитное действие, оно подлежит осмыслению и дополнительной интерпретации. Ката - это не простой набор упражнений, а целостный комплекс, где каждое отдельное движение выполняется в строго определенной последовательности. Существует несколько десятков ката. Часть из них характерны только для определенных школ, часть совпадает в разных школах. Но, даже совпадая, они выполняются в этих школах в разных манерах, а приемы, которые в них зафиксированы, получают разную трактовку. Каждый прием, зафиксированный в ката, подлежит отработке в спарринге.
Система тренировок всех описанных упражнений, в общем, составлена из двух частей. Во-первых, это разучивание приема, связки или ката. Во-вторых, это их постоянное повторение. Тренировка мастера состоит (в основном) в постоянном выполнении уже известного ему приема: траектории движения рук и ног не меняются, не меняется даже динамическая картина движения. Меняется внутреннее ощущение и отношение к этому движению или приему. Собственно, это и есть созерцание. Считается, что такая созерцательная практика повышает боевой уровень каратиста, выводит его на более высокий общий уровень овладения своим искусством.
Спорт и карате.
Контактные и бесконтактные стили
Как и в других видах боевых искусств, в карате долгое время не проводились свободные поединки ни в тренировочных целях, ни для выявления сильнейшего. Спортивный, соревновательный аспект отсутствовал вовсе. Если возникала необходимость выявления сильнейшего, что случалось не каждый день, происходил реальный бой, который, скорее, был похож на дуэль, чем на соревнование. Только в последнее время стала развиваться система свободных соревновательных и тренировочных спаррингов.
Почему вообще возникла необходимость введения свободной схватки в карате? Этому есть несколько причин. Отчасти мы уже знакомы с ними. Во-первых, как и в случае с дзюдо, желательно было сделать карате похожим на европейские системы единоборств (например, бокс), придать ему более зрелищный и привлекательный для широкой публики и потенциальных учеников вид. Во-вторых, с развитием карате в Японии, а затем и в Европе, существенным стало создание критериев успешности тренировок в той или иной школе, или в том или ином додзё. Раньше такая проблема не возникала. Критерием эффективности было мнение Учителя. И ученик, раз уж он пришел к нему тренироваться, полагался на него во всем. Наконец, в-третьих, как в случае дзюдо, свободный спарринг помогает формировать такие качества, как интуитивное мышление, способность мгновенного принятия решения и т.д. Таковы основные причины, породившие необходимость введения в практику карате свободного спарринга.
Одним из первых, кто стал заниматься этим, был Мабуни - патриарх стиля Сито-рю. Он и некоторые другие мастера сначала использовали для свободных спаррингов щитки, накладки, перчатки, шлемы и другое снаряжение. Позже от этого пришлось частично отказаться.
Постепенно сложилась форма ведения боя, при которой удары лишь обозначаются, но не наносятся "до конца". При этом важно подчеркнуть, что удар, в момент его нанесения (обозначения), должен быть достаточно сильным и быстрым. Также он должен быть точным, то есть направленным в одну из известных болевых точек - в любое место выше пояса. И, наконец, его сила должна быть правильно сконцентрирована на минимальном расстоянии от этой точки. Другими словами, удар должен быть точным и в глубину. На соревнованиях за соблюдением этих критериев следят судьи. И если судья уверен, что наносимый удар, будь он реальным, приведет к нокауту или к шоку, он останавливает схватку и дает очко или победу одному из спортсменов. В тренировочном бою за этим следит Учитель или сами спортсмены. В соответствии с правилами соревнований, удары можно наносить (обозначать) руками и ногами в любое место выше пояса. Допустимы подсечки с последующим добиванием (завершением атаки ударом). Захваты и последующие свалы допустимы, только если за этим мгновенно следует удар. В противном случае судья просто останавливает схватку. Сначала соревнования, как и в дзюдо, проводились только в одной - абсолютной - категории. Теперь же их существует несколько. На всех соревнованиях, однако, по-прежнему проводят бои в абсолютной категории.
Такой стиль проведения спортивных соревнований по карате, со всеми его достоинствами и недостатками, долгое время был единственным. В дальнейшем он получил не совсем точное название "бесконтактного". Произошло это, когда стали проводиться соревнования по другим правилам. В соответствии с этими новыми правилами удары ногами допускались в любое место выше пояса. Зато удары руками были разрешены только по корпусу. Здесь очками оцениваются достаточно сильные удары, но не редки и победы нокаутом.
Впервые такие соревнования стал проводить со своими воспитанниками и последователями мастер Ояма Масутацу. Его карате получило название "контактного". Ояма - очень известная фигура в мире карате. Он был учеником мастера Ямагучи (который в то время возглавлял стиль Годзю-рю), ученика мастера Мияги. Ояма вскоре ушел от своего Учителя, открыл свой зал и создал собственную школу карате, которую назвал "Кёкусинкай" - общество конечной истины. Надо сказать, что общий стиль тренировок в Кёкусинкай не очень отличался от традиционного карате - многие забывают об этом. Отличия начинались, по сути, только в разделе свободного спарринга. Соревнования между Кёкусинкай Оямы и другими традиционными школами, конечно, невозможны.
Почему же возникло "контактное" карате, и почему представители традиционных школ не изменили свои правила и не пошли вслед за Оямой? Основные претензии последователей "контактного" карате к своим коллегам из традиционных школ сводятся к тому, что соревнования у них не могут выявить победителя, ведь когда удары только обозначаются, невозможно понять насколько сильно в реальном бою может ударить спортсмен. Кроме того, в таком бою, по их мнению, особенной физической силы или выносливости и не требуется. Другая претензия состоит в том, что при бесконтактном ведении спарринга якобы привыкаешь бить не до конца.
Представители "бесконтактного" карате резонно отвечают, что, во-первых, тренироваться для приобретения силы и атлетической формы никто не мешает. Способ же обозначения ударов в "бесконтактном" стиле таков, что специалисту не составит труда понять, насколько эффективен этот удар, будь он нанесен реально. Кроме того, в карате важным является стратегия и тактика боя, знание болевых точек, умение их поразить. Победу в реальном бою, в основном, обуславливают не только атлетичность, но и искусство, и мастерство. Если в свободном (тренировочном или соревновательном) спарринге не пытаться попасть по точкам, значительная часть которых находится на голове, и если не быть готовым их защищать, невозможна никакая тактическая игра, обманные действия и т.д. Наоборот, вырабатывается установка не защищать голову от ударов рукой. Такие правила тем более уводят нас от реальной действительности.
Однако претензии к "бесконтактному" стилю, нужно признать отчасти оправданными. Дело в том, что, к сожалению, постепенно сложился так называемый матчевый или соревновательный стиль карате. Впрочем, это касается и "контактных" стилей. Боевой аспект стал здесь менее важным. Тренеры, руководители клубов начали заботиться больше о спортивных успехах. Стало казаться, что в свободном спортивном спарринге воссоздается любая реальная боевая ситуация. А это, конечно, не так. В жизни, как правило, довольно редки случаи, когда противники знают, что они готовы вступить в поединок, что оба владеют одной и той же боевой дисциплиной и примерно на одном уровне мастерства. Чаще всего один сильнее, другой слабее; один планирует или просто готов напасть, другой не знает или не уверен в том, что может произойти в данную секунду; один может быть вооружен, а другой - нет, один находится в знакомом окружении, где "и стены помогают", другой - нет и т.д. Поэтому свободный спарринг - это важное, но не универсальное упражнение. Оно предназначено для развития и проверки некоторых умений и навыков в обстоятельствах, носящих отчасти условный, искусственный характер.
Принципы свободного спарринга в "бесконтактном" карате продолжают разрабатываться и сейчас. В последнее время, например, созданы специальные пластиковые прозрачные надувные шлемы, закрывающие почти все лицо. Вместе с протекторами на кулаках, они позволяют проводить атаку руками практически в полную силу. Так что претензии представителей "контактных" стилей отчасти снимаются.
Кроме свободного спарринга почти все серьезные соревнования по карате включают также раздел состязаний по ката. Как правило, существует специализация: победители в ката уступают победителям в спарринге. Однако следует подчеркнуть, что это преимущество бывает часто весьма незначительным: призеры в кумите занимают третьи-пятые места в ката и наоборот.
Популярность карате в мире очень велика. Существует несколько всемирных организаций. Самая известная из них Всемирная федерация карате (World Karate Federation). Она популяризирует перечисленные выше и некоторые другие стили. Регулярно организуются чемпионаты мира по разным версиям, турниры и другие соревнования.
Заметим, что создаются различные организации и объединения карате, которые не устраивают друг друга. Одна из главных причин состоит, прежде всего, в том, что постоянно происходит процесс выявления "истинного", а не просто "спортивного" карате. Одни приближают его к "контактным" стилям, другие объявляют себя носителями "традиционного" карате и т.д. Некоторые, как на заре распространения карате и возникновения спорта с таким названием, отказываются от всяких свободных спаррингов. Такие школы не многочисленны, но существуют и даже процветают во многих странах мира.
Ударные стили, появившиеся на основе карате и похожие на карате
Уже с самого начала распространения карате в Японии стали появляться стили, для которых оно послужило базой, и которые были им вдохновлены. Первый из них - нихон кэмпо - создал Саваяма Масару, один из учеников Мабуни, основателя стиля Сито-рю. Он, как говорят, был очень старательным и вдумчивым учеником, но на каком-то этапе оставил Учителя и пошел своим путем. В соответствии с его стилем, соревновательные бои проводятся на боксерском ринге, в спортивной обуви, спортсмены снаряжены шлемом с глухой маской и боксерскими перчатками. Но главное - допустимы удары, как руками, так и ногами в полный контакт.
Другой стиль, где бои проводятся в полный контакт, так и называется - фулл-контакт карате. Он возник существенно позже, в 1970-е годы. Здесь для свободного спарринга спортсмены используют перчатки, по типу боксерских, и специальные протекторы на подъем ступни. Иногда на голову надеваются шлемы. Поначалу в соревнованиях по фулл-контакту принимали участие каратисты, последователи традиционных стилей, но потом фулл-контакт карате превратился в самостоятельную дисциплину.
Параллельно с фулл-контакт карате возник стиль под названием кикбоксинг. По сути, это очень похожие и даже совпадающие стили. Главное - спортивный и боевой аспект в них подчинен зрелищности.
Необходимо упомянуть еще об одном ударном стиле, возникшем в Японии в середине 1940-х годов - это сёриндзи-кэмпо. Его создателем был японец Со Досин. После путешествия по Китаю он попытался синтезировать разные китайские стили боевого искусства и перенести результаты на японскую и европейскую почву. Заметим, что эта дисциплина пробивает себе путь в Европе и в России с некоторым трудом. Однако и здесь уже известны клубы, где культивируют этот стиль боевого единоборства.
Это интересно
Еще в начале прошлого века на Окинаве японские мастера карате учились и тренировались вместе с китайцами, жившими на Окинаве или посещавшими остров. Боевое искусство Окинавы не противопоставлялось китайским стилям как нечто совершенно чуждое. Учителя основателей японских школ карате подолгу тренировались в Китае. Известно, что Мияги, основатель школы Годзю-рю, также ездил в Китай для повышения своего мастерства.
Долгое время японские и окинавские школы карате, их филиалы и даже додзё отдельных учителей не были объединены. Они не устраивали совместных тренировок и даже не проводили соревнования между собой. В начале 1930-х годов основные школы были зарегистрированы во Всеяпонской ассоциации боевых искусств (Дай-ниппон-бутоку-кай). Первый чемпионат Японии по карате был проведен в 1957 году. А в 1964 году была создана Всеяпонская федерация карате (Дзэн Нихон карате рэнмэй). Только после этого стало возможно окончательно унифицировать принципы судейства и правила проведения соревнований.
Система разрядов и система оценки мастерства
В карате существует две шкалы разрядов. Это так называемые кю и даны. Оба термина можно перевести как уровень мастерства. Кю - это ученические разряды. Переход от десятого (низшего) к первому кю обозначается цветными поясами - в разных школах или даже в разных додзё разными.
Даны, начиная с первого (им соответствует черный пояс), часто называют мастерскими разрядами. Однако это не совсем точно. Первый дан означает полноценное вступление ученика в семью адептов (посвященных) карате. Обладателю первого дана до мастерства нужно пройти еще длинный путь. Критерием для присуждения нового разряда - дана или кю - является, во-первых, выполнение тех или иных ката на определенном уровне мастерства. Во-вторых, определенный уровень ведения свободного боя. Кроме того, учитывается стаж занятия под руководством опытного Учителя.
Важным элементом буддистской практики являются упражнения на концентрацию внимания или сосредоточенность. Практикующий буддист может выбрать для такой концентрации пламя свечи, кружок, нарисованный на стене, какой-то предмет, идею, высказывание, собственное движение или ритуал и т.д. Выполнение таких упражнений приводит к возникновению необычных состояний сознания. Например, исчезают различия между вами и объектом, на котором вы сосредотачиваете внимание. Вы как бы сливаетесь с ним. Умение достигать подобные состояния сознания помогают побеждать в учебном или реальном бою.