Объезд
Помните слова смешной песенки из кинофильма "Айболит-66": "Нормальные герои всегда идут в обход!.."? Но если Бармалей так делал из вредности и глупости, то водителей идти в обход заставляют реальные обстоятельства.
Иногда дорогу приходится на время перекрывать. Например, на время ремонта или строительства. Тогда проезжую часть перегораживают, вешают "кирпич" (знак "Проезд закрыт") и... Что же делать в таком случае? В таком случае те, кто строит или ремонтирует участок дороги, должны сообщить водителям, как его объехать. Путь в обход зоны ремонта или строительства и называется объездом. Обычно на дороге, за несколько километров до закрытого участка, устанавливают большой информационный знак ярко-желтого цвета, который хорошо виден и днем, и ночью. Он предупреждает, что из-за ремонтных или строительных работ проезд напрямую невозможен, но стройку можно объехать по определенному маршруту. Этот объездной маршрут указан на информационном знаке, на нем же перечислены все деревни или города, через которые осуществляется объезд.
Но чаще все-таки на ремонт закрывают одну из проезжих частей дороги. Тогда водителям приходится объезжать место ремон-тных работ по встречной полосе, причем иногда по очереди: сначала транспорт едет в одну сторону, потом - в другую. Об этом тоже сообщают информационные знаки. Кстати, если на дороге лежит какой-то предмет или стоит сломавшийся автомобиль, его тоже объезжают!
Окружная дорога
Как мы уже успели выяснить, машин в современных городах очень много. Такое впечатление, что все они и на дороге-то не помещаются. И это "свои" машины, принадлежащие городским организациям и жителям города. А если бы в город въезжали большие машины, которые перевозят грузы из одного конца страны в другой? Вдруг ваш город лежит у них на пути? Если все грузовики в один момент въедут на улицы, все движение замрет.
Для того чтобы этого не случилось, вокруг крупных городов строят окружные дороги. Они как огромное кольцо, в середине которого находится сам город. К этому кольцу от других городов ведут шоссе. Например, едет грузовик с запада на восток. Доезжает до окружной дороги - и объезжает по нему город, выезжая на ту дорогу, которая ему нужна. Окружные дороги сегодня есть у многих городов. А вокруг Москвы построены уже три такие дороги!
Обочина
"Обочина - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки. Обочину используют для движения, остановки и стоянки", - гласят "Правила дорожного движения". На скоростных дорогах обочина - это самый крайний правый ряд, отгороженный от потока автомобилей белой полосой разметки. На дорогах попроще это полоска земли, глины, гравия и песка справа и слева от асфальта.
Для чего нужна обочина? Например, для того, чтобы уставший водитель смог остановить свой автомобиль - поспать, поесть. Здесь же можно оставить сломавшийся автомобиль. Вне городов пешеходам разрешается идти только по обочине или краю проезжей части, причем обязательно навстречу транспорту. Так они видят все машины, а водители видят их. За сохранностью обочин, как и за состоянием самих дорог, следят специальные дорожные службы.
Он нас сосчитал!
А знаете ли вы, сколько на Земле марок автомобилей? "ВАЗов", "ГАЗов", "Фордов", "Мерседесов", "Опелей" и других? В 2006 году их было, к примеру, 109 - к такому выводу пришел один швейцарский автомобильный журнал. А сколько сегодня, еще никто не знает. Потому что новые автомобильные марки появляются каждый год. А некоторые, наоборот, исчезают. Например, 15 лет назад в нашей стране выпускали легковые и грузовые автомобили нескольких марок. Легковые: "Ока", "Жигули", "Москвич", "Иж" и "Волга"; грузовые: "ЗИЛ", "КамАЗ", "Урал"... А сегодня легковых марок стало меньше, остались только "Ока", "Жигули" и "Волга". Но зато в России уже построены и строятся заводы по выпуску машин других марок. В Москве, например, работает завод "Рено" - на месте бывшего "Москвича". Там, где когда-то собирали машины "Иж", сегодня выпускают корейские "Киа". Вблизи Санкт-Петербурга уже несколько лет работает завод "Форд", рядом с ним свои заводы строят "Ниссан" и "Тойота". В Калужской области возводят предприятие "Фольксваген". Это все очень хорошо, но, может быть, через несколько лет в нашей стране появится и своя новая автомобильная марка. Тогда все автомобильные марки мира придется пересчитывать еще раз.
Остановка - что это такое?
Что такое остановка и чем она отличается от стоянки автомобилей? "Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства" - так записано в "Правилах дорожного движения".
На любой дороге остановившийся транспорт - это преграда, препятствие, которое нужно объехать. Поэтому чем скорее водитель высадит или посадит пассажиров, погрузит или выгрузит товар и отъедет, тем лучше. В городе автомобили могут останавливаться там, где нет знаков "Остановка запрещена" и "Стоянка за-прещена". Исключение сделано только для маршрутного транспорта - автобусов, троллейбусов, маршрутных такси. Автобусы и троллейбусы останавливаются в специальных местах, где есть крытые павильоны для ожидающих пассажиров. Это остановочные пункты, или, как мы привыкли говорить, остановка. А вот трамвая чаще всего приходится ждать, стоя на тротуаре там, где обозначено место его остановки. Как только трамвай остановится, едущие следом водители тоже обязаны остановиться, чтобы пропустить выходящих и входящих пассажиров. Тогда и ты сможешь подойти к трамваю и войти в него.
Что еще нужно запомнить? Если ты вышел из автобуса, троллейбуса или трамвая и тебе нужно перейти на другую сторону дороги, ни в коем случае нельзя обходить их ни сзади, ни спереди: ты можешь не заметить мчащиеся за ними машины. Нужно дождаться, когда маршрутный транспорт отъедет от остановки. А еще лучше дойти до пешеходного перехода и перейти на другую сторону по "зебре".