Примерное время чтения: 5 минут
100

На букву Р, часть 5

Развязки

Если две дороги, три и более пересекаются на земле, как говорит геометрия в одной плоскости, они образуют перекрестки, а если над землей - развязки. Без развязок в городе сегодня автомобилистам не жизнь! Самая простая развязка - двухуровневая. Одна дорога идет по земле, вторая - пересекает ее по мосту. Со второй дороги на первую можно попасть по специальным съездам - пандусам. Удобство налицо: нет никаких светофоров, и движение транспорта не прекращается. Оно "развязывается", продолжается в разных направлениях. В самых современных эстакадах может быть два три, четыре уровня. В таком случае строят не только мосты, но и тоннели, позволяющие "развязать" сложный перекресток.

Ракушки и пеналы

Те ракушки и пеналы, о которых мы хотим рассказать, не имеют отношения к морскому побережью и школьнику. Так называют металлические тенты, в которых с начала 1990-х годов автомобилисты хранят свои машины. Гаражи очень дороги, вот и придумали умельцы такие своеобразные легкие укрытия от дождя, снега и лихого человека.

Название ракушка вошло в употребление потому, что такой гараж поднимался вверх почти целиком, как створка раковины устрицы. Внутрь ставили автомобиль, и гараж опускали на место. Конечно, "ракушки" были очень неудобны, и в 1993 году появились первые "пеналы": дверца у них задвигалась внутрь, как у старых деревянных школьных пеналов. Сегодня во дворах наших городов можно видеть множество таких легких укрытий. Но и их история подходит к концу. Эти некрасивые сооружения из городов убирают. А на смену им приходят современные многоэтажные гаражи.

Регулировщик - предшественник светофора

Еще сравнительно недавно регулировщик был таким же привычным явлением на улицах города, как и светофор. Сегодня же движение регулируют вручную только тогда, когда светофор сломается.

Казалось бы, ничего сложного. Повернулся регулировщик к машинам боком, вытянул правую руку с жезлом вдоль груди - можно ехать туда, куда показывает жезл. А в направлении груди - ни-ни! Вытянул регулировщик руку прямо вперед - можно поворачивать туда, куда жезл показывает, а заодно и ехать у регулировщика за спиной. Поднял руку с жезлом, дал свисток - все стоят...

Первый в мире регулировщик появился в Берлине 21 декабря 1902 года. Он стоял на перекрестке улиц Унтер-ден-Линден и Фридрихштрассе. На нем была синяя униформа, на шее висел свисток. Его трелью регулировщик привлекал внимание участников движения к своим указаниям. Значения взмахов руками строго соответствовали предписаниям в служебной книжечке. Там же, в Берлине, в 1910 году появились и первые подставки для регулировщиков, чуть больше метра в высоту, позволяющие им смотреть на водителей и пешеходов сверху.

В России первый "человек-светофор" появился в 1918 году. Тогда регулировщиками были простые участковые милиционеры. У них была специальная инструкция, в которой говорилось: "Милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение". Он был обязан не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам; наблюдать, чтобы маляры с красильными принадлежностями и другие рабочие с ручными тележками шли не по тротуарам, а по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице; не позволять играть на улице перед домами в мяч, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, нести непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей. Регулировщики той поры носили на голове шлем с огромной звездой и двумя козырьками - сзади и спереди. Этот головной убор называли "Здравствуй и прощай".

Ряды и полосы

Каждая дорога состоит из проезжей части, а иногда из двух, трех и более. Например, если посередине дорога разделена газоном или специальным ограждением, говорят, что у нее две проезжие части. На узких загородных дорогах, где нет ограждения, проезжая часть одна, но две полосы для движения транспорта - одна для движения в одну сторону, другая - в другую. А на крупных магистралях проезжие части очень широкие, и, чтобы автомобили не мешали друг другу, проезжую часть делят на ряды или полосы, нанося на асфальт дорожную разметку - белые или желтые прерывистые или сплошные линии.

В нашей стране ширина ряда или полосы составляет 3 метра 75 сантиметров - это чуть ли не самая большая ширина в мире. В других странах полосы для движения гораздо уже - 2,5 и даже всего 2 метра! Так что встречному транспорту порой трудно разъехаться.

Ролики

Всем нам знакомы летние коньки на маленьких колесах - роликах. Изобрели их еще в начале ХХ века. Вначале роликовые коньки напоминали детский автомобильчик, который надевали на ногу: у конька было четыре колеса-ролика, по два с каждой стороны. Сегодня на таких роликах катаются только маленькие дети. А для тех, кто постарше, придумали другие коньки: колеса-ролики у них расположены под ботинком, друг за другом. На таких роликовых коньках можно развить довольно большую скорость, так что если упадешь, будет больно. Поэтому тот, кто занимается этим видом спорта, надевает специальные средства защиты: щитки - наколенники и налокотники, защиту для кистей рук, а также шлем.

Если человек встал на роликовые коньки, то он становится участником движения и обязан соблюдать определенные правила. Кататься на роликах по тротуарам и проезжей части очень опасно: в первом случае можно сбить пешехода, во втором - самому попасть под машину. Поэтому кататься на роликах можно только во дворах (в том числе и школьных) и по специальным дорожкам - главное, чтобы рядом не было проезжей части.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно