108

Особенности корпоративной работы

Если за дело берутся несколько человек, важно правильно организовать их рабочий процесс. Иначе получится известный альянс лебедя, рака и щуки. Когда организация небольшая, объяснить каждому работнику порядок и специфику его деятельности несложно. А что делать, если штат компании исчисляется тысячами сотрудников? Дополнительно встает вопрос имиджа, внешнего вида и прочих моментов общего статуса корпорации. Некоторыми особенностями кадровой политики с нами поделились ведущие российские компании.

Деловая мода

Многие западные компании имеют свой свод правил, регламентирующий трудовой распорядок, правила поведения и внешний вид сотрудника, включая стиль его одежды. Особенно ревностно относятся к этому те организации, большинство работников которых так или иначе контактируют с клиентами. Прописано все, включая даже ассортимент и цвет одежды, в которой сотрудник должен являться на рабочее место. Кроме этого ему предписывается тщательно следить за собой: два раза в день принимать душ, пользоваться дезодорантом и мыть голову не реже, чем раз в три дня. Несоблюдение этих правил может закончиться для чумазого работника увольнением.

Российские компании, конечно, не увлекаются подобными мерами настолько, однако тенденции контроля имиджа организации через ее сотрудников все же имеют место. Возьмем, к примеру, нефтяного магната "ЛУКОЙЛ". Специальные модели и цвет одежды не устанавливаются - работник волен выбрать любою одежду в рамках "политики делового этикета". В большинстве случаев это костюм, галстук и сорочка. "Свободный стиль одежды допустим только в сервисных подразделениях компании, - сказал нам пресс-секретарь "ЛУКОЙЛа". - Согласитесь, не очень удобно устанавливать компьютер в костюме и галстуке".

Ведущий оператор мобильной связи МТС также рекомендует своим специалистам придерживаться делового стиля одежды. При этом от тех сотрудников, которые не контактируют с клиентами, делового костюма не требуют. "Что касается технического состава эксплуатационных групп, - говорит Андрей Кудрявцев, директор службы по работе с персоналом, - то они носят спецодежду, соответствующую рекомендациям отдела охраны труда".

Производственный бардак и творческий беспорядок

Отдельной строкой прописывается организация рабочего пространства и времени. Если редакция "Твоего курса" имеет невероятное счастье плевать на принятые нормы и работать круглые сутки, то многие компании являются противниками такого подхода. Нахождение на работе сверх положенного времени рассматривается как неумение организовать рабочий день. Однако в этом случае стоит разграничивать производственную и креативную работу. Рабочий процесс приверженцев творческих профессий (художник, веб-дизайнер) не так просто загнать в рамки рабочего дня.

Поскольку "ЛУКОЙЛ" далек от творчества, рабочий день в нем четко нормирован. Контроль над сотрудниками ведется по специальным пропускам, поэтому руководству вполне реально выяснить, во сколько пришел и покинул рабочее место тот или иной сотрудник. Запрещено курение на рабочих местах. "Для этого существует специальная комната, - прокомментировали нам ситуацию. - Между прочим, из-за этих сложностей (а может быть, благодаря им) большинство работников компании заметно меньше стали курить". В компании "Мобильные ТелеСистемы", ситуацию видят несколько иначе: "Несмотря на то, что требования к организации рабочего времени определены специальными правилами и установленными графиками, мы являемся противниками излишнего администрирования. Например, беспорядок на рабочем месте допустим, однако откровенный бардак пресекается".

Отношение к опозданиям и задержкам прозрачное и, как сказали нам в обеих компаниях, зависит от непосредственного начальства. "Однако задержавшийся работник должен быть готов объяснить этот факт, равно как и уход до 18:00". Производственные организации, такие как "Софрино" (предприятие производит художественные предметы церковной утвари и является одним из самых популярных мест работы выпускников художественных училищ), имеют на этот счет свои соображения. Как нам сказали в отделе кадров, отношение к опозданиям довольно негативное, а однократное курение может стать причиной увольнения: "Без этой строгости не будет порядка. А без порядка не будет конкурентоспособного и процветающего производства. Каждый наш специалист - и взрослый и молодой - это понимает и не жалуется". Вслух, по крайней мере.

Каждому по заслугам

С правилами и порядками крупных компаний вроде все ясно. Осталось лишь рассказать о тех положительных моментах, которые предусматривает работа в подобных местах. "По большому счету, - говорит пресс-секретарь, - рабочий процесс в "Лукойле" такой же, как и в любой другой развивающейся структуре. Более важен внерабочий процесс, который у нас очень хорошо организован. Например, существует буфет, где сотрудники могут приобрести для дома продукты кулинарии, выпечку и другую гастрономию. Работает кабинет врача и аптечный киоск. В парикмахерской, расположенной в здании компании, при необходимости можно подправить прическу. Уже давно работают отделение банка и страховой компании со всеми видами операций. Словом, мы предоставляем нашим специалистам все, чтобы по окончании работы или в свободное время они могли уладить ряд бытовых проблем". Нам стало известно, что кроме этого, существует система премирования сотрудников по окончании работы.

"У нас тоже есть система бонусов и различные программы премирования, - дополняет директор службы по работе с персоналом МТС, - для каждого работника предусмотрен этот стимул. А для тех сотрудников, которые нуждаются по долгу службы в мобильной связи, компания предоставляет ее бесплатно". Так что думай, наш дорогой читатель, сам - стоят ли бесплатные телефоны и парикмахерские тех претензий, которые корпорации предъявляют своим работникам.

Кстати

Эта известная "фишка" вот уже несколько десятков лет практикуется в крупных корпорациях Японии: в специальных комнатах там установлены чучела с лицами начальников подразделений, чтобы в конце рабочей недели служащие-японцы могли разрядиться, выплеснуть негативные эмоции, поколотив "шефа" и высказав ему "в лицо" все, что наболело. И действительно, рядовым служащим это принесло пользу, у них сократились нервные болезни, срывы и даже инфаркты. Зато, как показали последние исследования, в среднем на 20 лет сократилась продолжительность жизни тех начальников, чьи чучела колотили особенно часто.

В системе американского управления существует выражение "тайм-менеджмент". В крупных корпорациях каждый служащий в конце рабочего дня заполняет тайм-лист: в нем по часам расписывается, на что он потратил свое рабочее время. Часы, которые были потрачены на посторонние дела, не оплачиваются и оказываются поводом серьезного разговора с начальством.

Во всех без исключения восточных корпорациях непоколебимо правило: работающие по найму люди всю жизнь должны трудиться на одном и том же месте. Переходы с одной работы на другую на Востоке не приветствуются, и вряд ли служащий, сменивший место работы, когда-нибудь поднимется по служебной лестнице и станет получать большую заработную плату. Поэтому на Востоке практически нет такого понятия, как текучка кадров.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно