У нас в собственности имеется земельный участок площадью 15 соток. Позади него раньше была свалка строительного мусора. Мы постепенно стали ее расчищать, удобрять и обрабатывать. А в начале 2000 года участок под бывшей свалкой нам передали в аренду.
После принятия нового Земельного кодекса РФ я обратилась в нашу сельскую администрацию с просьбой о выкупе данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Просьба была удовлетворена. Со мной заключен договор купли-продажи, я уже и деньги уплатила. Тем не менее зарегистрировать свое право собственности в регистрационной палате до сих пор не могу. А дело в том, что районный земельный комитет отказывает в кадастровом учете земельного участка на том основании,что согласно Земельному кодексу я должна была приобрести его на аукционе. Мне это непонятно, так как именно я свалку превратила в нормальный участок и пользуюсь им уже 7 лет. Правы ли работники райкомзема?
А. Т о л о к н о в а, Московская обл.
ДАВАЙТЕ обратимся к Земельному кодексу РФ. Как записано в пункте 1 статьи 30, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. А согласно пункту 2 этой же статьи Земельного кодекса, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК.
Пунктом 4 статьи 30 ЗК определен порядок предоставления земельных участков в таких случаях. Сначала проводятся работы по формированию земельного участка. Это: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов).
Затем осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка, после чего проводятся торги (конкурс, аукцион) и подписывается протокол о результатах торгов (конкурса, аукциона). Этот протокол и является основанием для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок.
Как видно из письма А. Толокновой, предусмотренный статьей 30 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства соблюден не был. Поэтому районный земельный комитет правомерно отказал в проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
Теперь надо расторгать договор купли-продажи, отменять постановление главы администрации о предоставлении земельного участка, организовывать проведение торгов (конкурса, аукциона).
Увы, законодательство меняется так быстро, что за ним не поспевают даже чиновники, по долгу службы обязанные его применять. Отсюда и подобные ошибки. А страдают в результате простые граждане.
С. МАКАРОВА, юрист