Примерное время чтения: 7 минут
1091

Порядок регистрации права собственности на земельный участок

Убедительная просьба четко и подробно рассказать о порядке регистрации права собственности на земельный участок.

Г. Селехов, Наро-Фоминск

Выполняем вашу просьбу, исходя из практики работы Московской областной регистрационной палаты (и, в частности, Управления МОРП в Наро-Фоминском районе Московской области).

31 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 21.07.97 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Этим законом изменен действовавший ранее порядок регистрации прав на объекты недвижимого имущества. Раньше такую регистрацию проводил районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству, теперь же (с 31 января 1998 года) функции по государственной регистрации возложены на специально созданные при Министерстве юстиции РФ и управлениях юстиции субъектов РФ учреждения (регистрационные палаты, регистрационные центры, комитеты по регистрации и т. д.).

Объекты регистрации

Государственной регистрации подлежат возникновение, переход и прекращение права собственности на объекты недвижимости, а также залог, сервитуты и иные ограничения права собственности.

Если право собственности возникло до 31.01.98 г., то в соответствии с указанным выше Федеральным законом перерегистрации не требуется, хотя по желанию собственника и в этом случае государственная регистрация может быть произведена. Кроме того, закон устанавливает правило, в соответствии с которым в случае совершения сделки с недвижимостью после 31 января 1998 года (купля-продажа, мена, дарение, аренда, рента и т. д.) требуется государственная регистрация ранее возникшего права правоотчуждателя (продавца, дарителя и т. д.), даже если это право возникло до 31.01.98 г.

Порядок государственной регистрации - заявительный. Собственник подает соответствующее заявление в регистрационную палату, вместе с заявлением представляются все необходимые для регистрации документы (правоустанавливающий документ; документы, содержащие описание объекта недвижимости и его оценочную стоимость; свидетельство о праве собственности на землю; документ, подтверждающий оплату государственной регистрации, и др.). Кроме того, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт, заграничный паспорт, удостоверение личности, удостоверение беженца, военный билет, справка из органов МВД с фотографией и реквизитами утерянного паспорта, свидетельство о рождении). Если документы на регистрацию сдает не сам собственник, а доверенное лицо, то при себе необходимо иметь доверенность, удостоверенную нотариусом, органом местного самоуправления либо должностным лицом регистрационной палаты.

За лиц до 14-летнего возраста заявление подает законный представитель (один из родителей, опекун). Лица от 14 до 18 лет подают заявления сами, но с согласия законного представителя.

Список документов

К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы, к которым (в отношении земельных участков) относятся: решения (постановления) органов государственной власти и местного самоуправления о выделении земельного участка; решения суда, вступившие в законную силу; мировые соглашения, утвержденные определением суда; свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию; свидетельства о праве собственности на долю в имуществе умершего супруга; сделки (договоры купли-продажи, мены, дарения, ренты, пожизненного содержания с иждивением и др.).

Правоустанавливающие документы (кроме решений (постановлений) органов государственной власти и местного самоуправления) представляются заявителем в двух экземплярах (подлинник и надлежащим образом заверенная копия). Копию можно заверить у нотариуса; в организации, выдавшей этот документ.

Постановление о выделении земельного участка (выписка из него) выдается в архиве органа местного самоуправления (администрации района или местной (сельской, поселковой) администрации).

К документам, описывающим земельный участок (также представляемым в учреждение юстиции), относятся: кадастровый план земельного участка с кадастровым номером, заверенный районным комитетом по землеустройству и земельным ресурсам; справка об оценочной стоимости земельного участка (выдается в районном комитете по землеустройству и земельным ресурсам). Справка о стоимости участка ограничена по сроку действия и, как правило, действительна в течение 1 месяца.

Площадь земельного участка, указанная в правоустанавливающем документе, должна полностью соответствовать площади, указанной в документах, описывающих земельный участок. В случае наличия расхождения в площади участка (в большую или меньшую сторону) местный комитет по землеустройству и земельным ресурсам сравнивает это расхождение с предельно допустимым (которое для каждого участка свое и вычисляется по соответствующим формулам, указанным в инструкции по межеванию земель).

Если расхождение площадей менее допустимого, то комитет по землеустройству и земельным ресурсам указывает на кадастровом плане и в справке об оценочной стоимости участка площадь ту же, что и в правоустанавливающем документе (то есть не соответствующую фактически измеренной площади из-за погрешности в измерениях).

Если же расхождение площадей превышает допустимое значение, то материалы межевого дела служат основанием для внесения изменений в правоустанавливающий документ либо для издания нового правоустанавливающего документа на земельный участок.

Требования к бумагам

Закон о государственной регистрации устанавливает требования к документам, предъявляемым на регистрацию: их тексты должны быть написаны разборчиво; фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью; не должно быть в документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений; не подлежат приему на регистрацию документы, исполненные карандашом; документы должны соответствовать и иным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Что касается платы за регистрацию, то слухи об огромных ее размерах сильно преувеличены. Для физических лиц (граждан) плата за регистрацию в течение 1 месяца права собственности составляет 100 руб., а за регистрацию сделки (договора) - 50 руб. При наличии возможности может быть осуществлена и срочная регистрация по повышенным тарифам (за 15 дней - соответственно: 200 руб. 38 коп. и 100 руб. 19 коп.; за 7 дней - 300 руб. и 200 руб.).

Кроме того, законодательством установлены важные нормы:

1) для физического лица (гражданина) плата за регистрацию одного объекта не может превышать 3 минимальных размеров оплаты труда в РФ, установленных Федеральным законом на день сдачи документов на регистрацию (с учетом НДС это составляет 300 руб. 56 коп.);

2) от платы за регистрацию в Московской области освобождены следующие категории физических лиц:

- дети-сироты;

- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении;

- участники и инвалиды Великой Отечественной войны;

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

- граждане из подразделений особого риска;

3) если правоустанавливающий документ (постановление о выделении земельного участка, свидетельство о праве на наследство и т. д.) оформлен до 31 января 1998 года и зарегистрирован в установленном на то время порядке, то размер платы с физического лица в Московской области снижается на 50%.

Одним из важных принципов государственной регистрации является открытость сведений о государственной регистрации прав. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости (описание объекта, зарегистрированные права на него, ограничения или обременения прав на него) предоставляются любому лицу, предъявившему удостоверение личности и соответствующее заявление в письменной форме, в пятидневный срок со дня подачи заявления. Сведения же о содержании правоустанавливающих документов, о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, о переходе прав на объект недвижимости предоставляются только самим правообладателям, их доверенным лицам, лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону, и некоторым государственным органам и должностным лицам в целях осуществления ими государственных полномочий.

Каково юридическое значение свидетельства на право собственности на землю?

Данное свидетельство является правоудостоверяющим документом. Его представление в регистрационную палату необходимо для подтверждения действительности постановления о закреплении за гражданином земельного участка в собственность, так как с 31 октября 1993 года указанные постановления без регистрации их в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству являются недействительными.

Кроме того, наличие такого свидетельства позволяет гражданину не перерегистрировать свое право на участок, если он не совершает с ним сделку и если не произошло изменений в площади участка, его целевом назначении, местоположении (адресной привязке). В этом случае никто не может принудить гражданина получить свидетельство о государственной регистрации в учреждении юстиции без его на то воли.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно