ОСЕНЬЮ после листопада сад кажется пустым, неуютным. Деревья вроде бы ростом ниже стали и похудели. А больше всего недостает осеннему саду птиц. Без их песен, без их то веселой, то деловой суеты сад будто осиротел. Лето в наших широтах быстро проходит. Едва только успеют птенцы вылупиться да на крыло стать, как время в путь-дорогу собираться, в теплые заморские края лететь, чтобы потом к моменту гнездования вновь на свою исконную родину вернуться. Уже на Тихона (29 июня) многие птицы серьезными становятся, все реже их щебет, все короче и проще песни. Соловьи только до Петрова дня (12 июля - Петр и Павел) поют. И кукушка смолкла. Говорят, ячменным колосом подавилась. На Афиногена - 29 июля - и вовсе тихо становится. Незаметно исчезают стрижи, мухоловки, горихвостки, трясогузки. Стайки белых трясогузок любят перед отлетом в сады, где обитали когда-то, наведаться. Постоят тихо, походят. Там-сям клюнут чего-нибудь рассеянно. И вдруг - нет их. Улетели.
Массовый отлет пернатых на сентябрь приходится. Зяблики объединяются в общие стаи с пеночками, зеленушками и вьюрками. Певчие дрозды с белобровиками полетят. Вместе веселее и легче длинный путь преодолевать. Вот только кукушка в одиночестве свой полет совершит. Ни к какой стае не может она прилепиться. Здесь лето бобылем прожила, дети в чужих гнездах воспитывались, и на юге, видимо, не слаще будет. А стаи, то мелкие, то крупные, то жиденькие, то плотные, все текут и текут к югу. На Куприяна (13 сентября) на свои сходы журавли собираются. Пробуют силу крыла, утрясают маршрут, утверждают старейшин, которым стаю вести, определяют, кто и когда во главе клина лететь будет, кто сигналы подавать время от времени должен. В конце сентября и отбудут. Грачи напоследок навестили свои колонии, посовещались, собрались на запасном месте ночевок - и тоже в путь. Мелкими стайками в это же время и жаворонки улетели.
А сейчас, в ноябре, разве только оседлых птиц встретишь да тех, которые прилепились к городу и не считают себя более перелетными. Горожанами стали. Здесь им и сытно и тепло. Свалок-то да заброшенных строений вон сколько. На всех хватит. Хуже тем, кто в лесу да на полях остался зимовать. Туго им приходится в зимнюю бескормицу. Дятлу что? Он свой корм всегда острым клювом да мышцей мощной из-под коры выдолбит. А вот из старожилов сада и леса особо туго синичкам приходится. В массе гибнут они зимой от голода. Говорят, хорошо если из десятка синичек одна только до весны дотянет. 12 ноября - Зиновий. По старинному обычаю это синичкин праздник. Если можете, постарайтесь поздравить их в этот день. Угостите их любимыми лакомствами: семечками подсолнечника (нежареными), раздавленными семенами тыквы. Порадуются они и косточкам с остатками мяса, и несоленому салу, и просто крошкам белого (пшеничного) хлеба. Ах как хорошо было бы, если бы не только в праздник вы подкормили птичек-синичек. Если бы хоть изредка, хоть в неделю раз получали они от вас вспомоществование. В благодарности их можете не сомневаться. Поклюют ваших крошек и на дерево переместятся живность разную выискивать - куколок, гусениц, взрослых особей, что зимовать пристроились. А не будете подкармливать, в другое, более хлебное место откочуют. Туда, например, где под снегом верхушки сорных растений с семенами сохранились. Или к дятлу прилепятся и, если что он уронит, склюют. Тем и живы будут.
Конечно, вам недосуг каждую неделю на дачу ездить. Особенно, если далековато она расположена. Но можно выбрать такой тип кормушки, которую на целый месяц, а то и на два заправить можно. Возьмите прямоугольную доску, прибейте к ней по краям бортики, а над ней установите под некоторым углом (5-6° от вертикали) бутылку, наполненную сухим сыпучим кормом. Через зазор по мере склевывания будут поступать все новые и новые порции корма. Если бутылка (или другая емкость) достаточно большая, корма надолго хватит. Чтобы вездесущие воробьи не расклевали сразу весь запас корма, чтобы вороны не разграбили, накиньте на кормушку сетку с ячейками 3x3 см. Синички проникнут, а прочим вход будет закрыт.
Смотрите также: