Примерное время чтения: 7 минут
204

Вокруг света за 365 дней

ЧЕРЕЗ сто лет после основания Петром Великим Петербурга в августе 1803 года из Кронштадта вышли два парусника - "Надежда" и "Нева". Им предстояло совершить первое кругосветное путешествие. Начальником экспедиции был назначен И. Ф. Крузенштерн. В ноябре экспедиция пересекла экватор и 9 декабря подошла к берегам Бразилии.

200 лет спустя

Я НЕ ПОВЕРИЛ своим глазам: в порту Рио-де-Жанейро стоит красавец-фрегат, а на борту - ПО-РУССКИ: "Надежда"! Как выяснилось, парусник пришел в Рио-де-Жанейро 11 ноября. Основная цель - пополнение запасов пресной воды, топлива и продуктов. А вообще, учебный парусный фрегат "Надежда" Дальневосточного государственного морского университета находится в кругосветном путешествии. Оно посвящено 200-летию экспедиции, совершенной под началом великих российских мореплавателей Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Конечно, нынешняя "Надежда" соответствует духу времени. Движут ею не только паруса, но и машина. Кроме того, фрегат имеет систему спутниковой навигации, возможность проведения видеоконференций, доступ к сети Интернет. Но в этой кругосветке фрегат использует силу моторов только при маневрировании в портах. В открытом море "Надежда" идет под парусами. В рамках маршрута фрегат уже участвовал в нескольких гонках. На его борту находятся ученые, журналисты, представители министерств. Кроме всего прочего, "Надежда" выполняет и некую политическую миссию. Во время стоянки в портах корабль открыт для посещения всем желающим. На борту гостям выдают конверты со штампами. В них можно отправить письма с пожеланиями для российского президента или членов правительства. Бразильские граждане на эту идею откликнулись охотно. В основном желали сеньору Путину скорейшего становления демократии и свободы прессы. Капитан обещал отправить все письма в Кремль, когда корабль придет домой во Владивосток.

У вас есть план, мистер Фикс?

ТРЕМСТАМ кадетам Морского государственного университета (Владивосток) представилась уникальная возможность участвовать в "кругосветке".

Михаилу и Николаю сегодня досталась вахта у трапа. В их обязанности входит раздавать конверты для писем и буклеты с информацией о кругосветном плавании. Конечно, стоять весь день на 40-градусной жаре - удовольствие сомнительное. Поговорив с капитаном, я спустился к ним и предложил закурить. Пацаны сразу оживились. На корабле сигареты - основная валюта. Запасы, пополняемые в портах, быстро заканчиваются. И если в Бразилии сигареты относительно дешевые, то в Европе они стоят 3-4 евро за пачку. А с матросским заработком особо не разгуляешься.

- Как таковой зарплаты у курсантов быть не может. Кто хорошо учится - получает стипендию. Отличники - по 90 долларов в месяц, ударники - по 50. Нам же выдают суточные - 2 доллара в день. А так мы живем на полном обеспечении.

- Отправиться в кругосветное путешествие - о таком, наверное, многие матросы даже и не мечтают. Романтика...

- Была, конечно, и романтика. Только, если честно, через неделю вся вышла. На "Надежде" для нее места мало. Подъем в 6.50. Потом зарядка, завтрак и утренние занятия. Учебу в море никто не отменял. Учимся так же, как если бы были на берегу. Обед в 12 часов. В час дня развод на работы (палубу драить, картошку чистить) - до 17.00. Потом ужин, выполнение домашнего задания - и спать. Порой некоторые "Белый корабль надежды" шепотом называют "Черной галерой рабства".

- Если кто-нибудь из командного состава услышит, наряд вне очереди "острякам" наверняка обеспечен?

-Так точно. Не так уж и приятно почистить несколько мешков картошки, согласись. Но есть у нас "народные умельцы", которые вырезают из картошки... ну, в общем, фигуры неприличные... в надежде, что они попадутся кое-кому из начальства. Пару раз попадались. И снова несколько нарядов вне очереди...

Морские волки и пираты

ВО ВРЕМЯ кругосветного плавания 1803 года при первом пересечении экватора российскими моряками согласно старинной морской традиции был устроен традиционный праздник с участием Нептуна. Морской владыка, появившись на палубе, где уже собрался весь экипаж, подошел к капитану и строго спросил: "Никогда не видел прежде флага российского в этих местах. Для чего же прибыли вы сюда со своими кораблями?" "Для славы науки и Отечества нашего", - ответил ему Крузенштерн и почтительно поднес бокал вина...

- Интересно, в XXI веке остались ли еще приметы, суеверия на корабле?

- Многие старые традиции постепенно уходят в прошлое. Раньше, например, присутствие женщин и кошек на корабле считалось плохой приметой. У нас на борту пять женщин, и это никого не смущает. Доктор, кастелянша, повара, зав. складом. Кстати, эти женщины в некоторых случаях еще фору в пять баллов мужикам дать могут. Есть на борту и пара кошек. Мы их любим, прикармливаем даже - все-таки живность какая-никакая. А главный обычай у нас один. Он сохранился еще с давних времен. Когда новички впервые пересекают экватор, им устраивают День Нептуна.

- И что было на вашем Дне Нептуна - ведь "Надежда" уже пересекла экватор?

- Этот День Нептуна был первым почти для всех кадетов. Второго ноября мы вошли в Южное полушарие на долготе 30deg;11'5 W. Обычно новичок должен пройти "чистилище". Это бочка, у которой вышибают дно. Ее обшивают изнутри списанными одеялами, а затем туда наливают всякую гадость: краску, дизель, масло. Бочку кладут на бок, и матрос должен через все это проползти. А снаружи по ней колотят молотками со всей силы. Когда матрос проходит посвящение, он считается морским волком. Потом на борт поднимаются Нептун (кто-нибудь из комсостава) и его свита. Костюмы для всех шьются заранее. Капитан преподносит Нептуну угощение: хлеб, соль и водку. Ну а после всех "официальных" церемоний устраиваем концерт. У нас талантов хватает. Крузенштерн, кстати, тоже проходил посвящение Нептуна. Он об этом даже в своем дневнике написал.

- А пираты на море еще встречаются?

- Ну это, конечно, уже не те пираты, что были прежде. Раньше они суда захватывали, а теперь мелким воровством занимаются. Нас бог миловал, но мы слышали, что на других российских кораблях такое случалось. В основном пираты ходят на небольших катерах в Карибском заливе. Ночью они забираются на борт и тащат все, что плохо лежит. Наутро на палубе может вообще ничего не остаться. А чтобы суда захватывали - такого в наше время уже не бывает. Правда, наш маршрут через Аравийское и Красное моря совпал с началом войны США с Ираком. Причем тот район, в котором мы шли, был объявлен зоной военных действий. Нас даже в Египте на берег не выпускали. Один раз облетел самолет без опознавательных знаков, а в Суэцком канале вышли навстречу огромные "транспорты" и боевые корабли коалиции. Мы их спокойно миновали. Никто нас не тронул.

- По Родине скучаете?

- Хотелось бы, конечно, уже во Владик - по родным улицам пройтись, старых друзей встретить, было бы прикольно. Да и по родственникам скучать начинаем. Но мы понимаем, что не каждому студенту нашего университета выпадет шанс сходить в "кругосветку". Потом, по окончании вуза, пойдем работать в торговый флот и будем всю жизнь таскать рыбу из Японии в Россию и обратно. Так лучше сейчас воспользоваться возможностью и увидеть как можно больше стран и городов. А Владивосток подождет, никуда не денется.

Расстались мы с пацанами друзьями. Они слегка завидовали тому, что я живу в таком красивом городе. Я слегка завидовал им. Ведь "Надежда" взяла курс на остров Пасхи...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно