Примерное время чтения: 7 минут
130

Формула Берни

ВЛАДЕЛЕЦ Формулы-1, или, как его еще называют, "хозяин Большого цирка", - один из богатейших людей Великобритании. В свое время Берни Экклстоун превратил нищий, в общем-то, автоспорт в процветающий мегабизнес.

БЕРНИ Экклстоуну недавно исполнилось 73 года. Выглядит он благодаря своей исключительной подвижности и почти по-мальчишески вихрастой стрижке лет на двадцать моложе, а живет и работает и вовсе в ритме 40-летнего. В персональном "моторхоуме" - серебристом автобусе с темными стеклами, где в дни гонок Берни вершит большую политику Формулы-1, - удобная кожаная мебель, рабочий стол с телефоном, факсом и множеством телемониторов, на один из которых выведен канал биржевых новостей и сводок.

Поезд я не грабил

- В 50-е годы вы начали свою карьеру в автоспорте в качестве гонщика. Что подвигло вас на это?

- Понятия не имею. Что движет мальчишками, которые мечтают стать гонщиками? Сначала я несколько лет гонял на мотоциклах, потом пересел в машину. Я демонстрировал не очень профессиональный уровень, но лидировал в большинстве гонок, в которых стартовал, и либо выигрывал, либо вылетал, либо у машины взрывался мотор. Потом, попав в аварию, решил поберечь свою жизнь и сконцентрироваться на том, что, как я к тому времени уже понял, у меня получается гораздо лучше, - на бизнесе.

- Разного рода предпринимательством вы занимались чуть ли не с детства.

- С 11 лет. Сначала покупал и продавал авторучки и велосипеды, потом мотоциклы, автомобили - все подряд. Не помню даже, что вписал в 16 лет в паспорт. Кажется, "директор компании". Тем же самым фактически я занимаюсь и поныне. И я вовсе не считаю себя крупной фигурой в бизнесе. Я всего лишь обычный парень, который изо дня в день напряженно трудится. Я реалист.

- Вы продолжаете очень активно работать, хотя давно уже могли выйти на заслуженный отдых. Еще недостаточно заработали?

- Нет, деньги здесь вовсе не главное. Наверное, если бы я работал на нудном сборочном конвейере, то сейчас уже не стремился бы стоять за ним часами. Но я люблю то, чем я занимаюсь. В моем бизнесе я не знаю, что случится через минуту, а это прекрасно! Остановить меня может либо болезнь, либо смерть. А работа - это как раз жизнь. Если хочешь ускорить свой конец, можешь отправляться на покой. А я сейчас делаю больше, чем 20-30 лет назад.

- О вас многие говорят: Берни такой, Берни сякой... А что вы сами думаете о Берни Экклстоуне?

- Главный и абсолютный принцип моей жизни - делать то, что умею, честно и добросовестно, никого не обманывая. Если я совершаю сделку, мне незачем подписывать договор, достаточно просто ударить по рукам. Все знают, что на попятную я не пойду, даже если назавтра достигнутая накануне договоренность станет мне вдруг невыгодна. Я человек слова. А те, кто говорит, что я что-то вроде бездушного монстра, готового на все ради денег, скорее всего, никогда не встречались со мной и, может быть, даже не видели воочию.

- А что за история с "ограблением века"? Ходили слухи, что это именно вы организовали в свое время грабеж почтового поезда Лондон - Глазго.

- Конечно же, я не грабил этот поезд и вообще не имел к этому ни малейшего отношения, потому и благополучно выиграл суд против оговоривших меня изданий. Просто один из банды грабителей, бывший автогонщик, после освобождения обратился ко мне с просьбой помочь ему вернуться в автоспорт, и не иначе как на этом основании желтая пресса неожиданно приписала мне участие в этом ограблении.

Деньги потекли рекой

- ВАШ рецепт успеха?

- В конечном счете, любой бизнес сводится к одному и тому же: купите дешево, продайте дорого, добейтесь снижения расходов - и достигнете успеха.

- Когда вам пришла в голову идея трансформировать Формулу-1 из любительского, по существу, спорта в то, чем она является сегодня, вы твердо верили в успех?

- Вовсе нет. В какой-то момент просто стало ясно, что необходимо что-то менять. Впрочем, это было ясно не одному мне. Однако, когда я обратился со своими предложениями к группе людей, с которыми в то время работал, то получил ответ: "Мы, как и прежде, будем заниматься своими командами, а ты, если тебе так уж этого хочется, занимайся организацией бизнеса в Формуле-1". Полагаю, в то время просто никто особо не верил в успех такого предприятия. Зато когда все получилось и деньги в Формулу-1 потекли рекой, те же люди стали высказывать недовольство, что я зарабатываю на этом слишком много, и потребовали перераспределить доходы более равномерно. Это в свое время нашло отражение в Договоре о согласии, определяющем и регламентирующем деловую сторону Формулы-1 и поныне.

- Вы лично какой из этапов Гран-при считаете образцовым и какой бы вы назвали своим любимым?

- В целом я бы отметил Гран-при Австралии, там все делается на очень хорошем и самом современном уровне. Не люблю Гран-при Франции - этот этап, по крайней мере для меня лично, очень скучен, ничего привлекательного. А автодром в Великобритании вообще - как старая рухлядь посреди пустоши.

- Какой период в Формуле-1 вы назвали бы "золотой эрой" гонок?

- Тот, который принято называть "добрыми старыми временами". Когда в Формуле-1 работали Колин Чэпмэн и мистер Феррари. Тогда не было такого влияния спонсоров и прочих далеких от самого спорта факторов. Гонщики были подобны летчикам-истребителям, перед каждым воздушным боем на всякий случай заранее прощавшимся с жизнью. Современная Формула-1 куда безопаснее, но уж этому-то я только рад. Бессмысленный риск автоспорту не нужен.

Кто есть кто

- КАКИМИ рамками вы сами ограничиваете свое участие в делах Формулы-1? Например, волнует ли вас, насколько хорош либо плох тот или иной гонщик?

- В этом смысле я всего лишь наблюдатель. Я и за ходом гонки-то, как правило, слежу из своего моторхоума, попутно решая совершенно другие вопросы. Ведь сама по себе гонка - это всего лишь 90 минут, малая толика того, чем я занимаюсь.

- Вашего имени нет в британском справочнике "Кто есть кто". Говорят, что шеф английской разведки и то более публичная фигура, нежели вы. Почему вы стремитесь остаться в тени?

- Потому что сам я знаю, кто я есть. И если кто-то не знает, меня это не волнует. Да, это издание - "Кто есть кто в Великобритании" - присылало мне свои глупые анкеты, но чего ради мне рваться на его страницы?

- Пару лет назад ваши коммерческие права на Формулу-1 были продлены еще на 100 лет...

- Верно, но только меня здесь в это время по естественным причинам уже не будет.

- И однако же вы верите, что и через 100 лет Ф-1 будет существовать?

- Понятия не имею. Я не уверен даже, что через 100 лет будет существовать вообще мир как таковой.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно