Примерное время чтения: 8 минут
248

Интеграция - это когда не чувствуешь себя чужаком

В ИСТОРИИ Нюрнберга такое было впервые: по результатам традиционного конкурса на звание "Личность года", проводимого газетным издательством "Nurnberger Nachrichten", среди людей, добившихся успехов в области культуры в 2003 г., была названа Ирина Фиксель - представительница русской диаспоры. Ирине 31 год. Из них девять лет она живет в Германии. Созданный ею русско-немецкий культурный центр известен, пожалуй, всему русскоязычному населению Нюрнберга. Розовый дом с раскрашенными окнами в районе Ротенбах уже не вмещает всех желающих.

- КОГДА мы пришли в этот дом пять лет назад, здесь несколько бабушек занимались росписью по шелку. Теперь у нас в студиях и секциях занимается около 900 человек в неделю, - рассказывает Ирина. - Центр был создан на основе такой юридической формы для общественных организаций, как "Verein" - свободный союз. Коммерческая деятельность не была нашей целью, так что деньги мы не зарабатываем. Плата за занятия в наших кружках, можно сказать, символическая - 8 евро в месяц. Но этого хватает на вполне приличную оплату труда наших преподавателей и тренеров.

- В таком случае, наверное, вы можете рассчитывать на материальную поддержку городских властей?

- Нет, мы никогда не получали денег от города. Здание мы арендуем, все мероприятия проводим за счет нашей организации или спонсоров, которых сами же и находим. Справедливости ради нужно сказать, что обербургомистр - человек новой формации. Он пришел к власти с лозунгом "Интеграция" и действительно много делает в этом направлении. При такой поддержке нам стало значительно проще работать.

Самая сладкая победа

- ГОВОРЯТ, решающим событием в деятельности вашего союза стало участие в городском карнавале - после этого вас, так сказать, заметили и признали?

- Нюрнберг - самый многонациональный город Баварии. В этом карнавале принимали участие 63 национально-культурных общества. На подготовку было чуть больше месяца. Все были уверены, что победят бразильцы. Но вопреки прогнозам победителем стал наш русско-немецкий культурный центр. Это была, пожалуй, самая трудная и самая сладкая победа в моей жизни.

- Чем же вы покорили жюри и зрителей?

- Говорят, количеством красивых женщин, темпераментом, пирогами, в конце концов. У нас получилось настоящее шоу - с танцами, музыкой, гимнастическими номерами, коробейниками и скоморохами. Плясали так, что остановились, только когда музыка закончилась.

- Одним словом, Нюрнберг вздрогнул?

- Во всяком случае, именно после карнавала к нам приехал знакомиться обербургомистр. Нам хотелось показать, что русские - это не ругань матом, не деревня, не водка, не криминальная молодежь, это - древняя и великая культура.

- В вашем центре более 60 кружков и секций. Во многих из них занимаются двух-трехлетние дети. Это же большая ответственность - взяться за воспитание малышей.

- Когда мы привели нашу дочь Катю в немецкий детский сад, то нас на родительском собрании "успокоили": не волнуйтесь, перегружать мы ваших малышей не будем. В местных детских садах нет ни музыки, ни рисования, ни чтения. Я убежденная сторонница другого подхода: уже в самом раннем возрасте ребенок должен иметь возможности для развития своих творческих способностей. В России накоплен большой опыт в этой области, и неслучайно там так много талантливых детей. Вот и мы в своей работе пытаемся заниматься воспитанием и развитием малышей. В местных детских садах, кстати, на детей, которые у нас занимались, не могут нарадоваться. Они не плачут, многое умеют...

- Спортивные секции у вас тоже имеются?

- Гимнастику мы за три года "раскрутили" так, что Нюрнберг впервые в истории стал занимать призовые места. В прошлом году наши девочки заняли первое место в Баварии. Хотя это вовсе не у нас, а в Мюнхене находится школа олимпийского резерва, где на шесть человек три тренера. А у нас сорок человек в группе, и нет ни станков, ни зеркал. Но зато у нас есть потрясающий наставник - Адель Мамедова, которая вела когда-то сборную Азербайджана по художественной гимнастике. А недавно мы открыли новую спортивную секцию - баскетбольную.

Мы так воспитаны

- КАК вы находите преподавателей для студий и кружков?

- Я их не ищу, они сами нас находят, звонят, предлагают свои проекты. Мы берем самых талантливых и увлеченных. К примеру, математический кружок "Эврика" ведет Виктория Абрамова. Ее педагогические заслуги были отмечены в России премией Джорджа Сороса. Кинолекторий обязан своей популярностью исключительно его руководителю - бывшему режиссеру Киностудии им. Горького Марку Айзенбергу. Он работал со многими известными актерами и режиссерами, его рассказы полны подробностей, которых нигде не найдешь. В изостудии у нас преподают профессиональные художники.

- И вы хотите сказать, что все это вы лично делаете бесплатно?

- Многие не верят, что я не получаю за свою работу никакой зарплаты. Но это действительно так. Семью содержит мой муж. Я работаю, как было принято у нас говорить, на общественных началах. Но ведь в принципе для русского человека это почти нормально. Я окончила Московский историко-архивный институт (сегодня Российский государственный гуманитарный университет), и среди моих педагогов было немало людей, которые работали ради идеи. Мы так воспитаны.

- Какая же идея движет вами?

- Помочь людям, так круто поменявшим жизнь, выйти из их замкнутого мира, помочь детям сохранить любовь и уважение к русскому языку, к русской культуре, научить их гордиться, а не стыдиться того, что они растут двуязычными...

- Когда приехали в Германию, пытались найти работу по специальности?

- Надо сказать, что диплом РГГУ здесь котируется. В 1993 году университет попал в десятку лучших по рейтингу ЮНЕСКО, и в местном университете, где я думала продолжать образование, к моему диплому отнеслись с большим уважением. Но без знания языка даже при наличии авторитетного диплома далеко не уедешь.

Осваивать немецкий я, как и большинство, начала на курсах для переселенцев. А дома, чтобы не отупеть, стала переводить путеводители по Нюрнбергу, по крупицам собирала интересную информацию. Когда стали приезжать наши друзья, я, естественно, водила их по городу, подбирая маршруты. Потом стали предлагать провести экскурсии туристические агентства. А в прошлом году мне сообщили из одного московского туристического журнала, что я вошла в десятку лучших русскоязычных экскурсоводов Европы (смеется). Летом у меня бывает по две экскурсии в день. Самой большой похвалой для меня была запись в книге отзывов одной туристической группы. Они не планировали посещать Нюрнберг ("Нюрнбергский процесс, мрак, ничего интересного"), но у них сломался автобус, и, таким образом, им пришлось посмотреть со мной город почти насильно. После этого они написали в книге отзывов примерно следующее: да что там Венеция по сравнению с Нюрнбергом! Был полный восторг, и агентство включило Нюрнберг в свой маршрут по Германии.

Пусть только кто-нибудь скажет, что мне повезло!

- ПОЧЕМУ-ТО среди наших соотечественников, живущих теперь в Германии, постоянно встречаешь людей разочарованных, у которых что-то не складывается, не получается. Многие не достигают успеха из-за своего нежелания интегрироваться в новое общество?

- Интеграция - это когда себя хорошо чувствуешь, когда тебя понимают, когда не ощущаешь себя чужаком. На самом деле не важно, откуда ты переехал. Если ты переселишься из Москвы в Орел или обратно, то это будет та же проблема интеграции. Я не хочу никого обидеть, но мне кажется, что большинство из так называемых неудачников приезжают сюда жить на готовом. У них такая позиция: Германия нам должна, немцы нам обязаны и т. д. При этом они всегда и всем недовольны. И я каждый раз думаю: вы сделали свой выбор добровольно, знали, на что шли. Если вас не устраивает ваше положение, предпринимайте что-нибудь. Поэтому, я считаю, или нужно сидеть и не ныть, или что-то делать. Если я преуспею и, к примеру, стану мэром города - пусть только кто-нибудь попробует сказать, что мне повезло. Каждая удача, каждая победа дается мне с большим трудом, а вовсе не падает в руки с неба.

- Вы что, действительно можете представить себя на посту мэра?

- Нет, конечно, я реально оцениваю свои возможности. Но, между прочим, я их еще отнюдь не исчерпала...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно