СТАНИСЛАВУ ЧЕРЧЕСОВУ, родившемуся и выросшему на Кавказе, на мой взгляд, очень подходит то место, где он сейчас живет. Известного российского вратаря я разыскал в пригороде Инсбрука, причем его особняк приютился прямо у подножия крутой альпийской горы. Так что пейзаж, открывающийся из окон виллы, по идее, должен напоминать Станиславу далекую Родину, судьба которой волнует его сейчас как никогда. Трагедия в Северной Осетии затронула и его семью: трое родственников оказались в школе Беслана заложниками террористов, но, к счастью, остались живы. "Главное, чтобы теперь в этом регионе не накалялась обстановка, чтобы не было мести, которая может "взорвать" весь Кавказ", - говорит Станислав.
ДОМ под Инсбруком арендовал для него еще "Тироль", цвета которого россиянин защищал немало лет. Клуб, правда, к несчастью, успел обанкротиться, но Черчесов, решивший продлить свое пребывание в альпийской республике, взял немалые расходы по содержанию жилья на себя, хотя и пришлось туже затянуть пояса. Это было трудное время и в моральном плане. Вместе с остальными товарищами по развалившейся команде он начал судебный процесс против своих бывших работодателей - руководителей "Тироля", некоторые из которых в итоге оказались в тюрьме. Выяснилось, что они прикарманили причитающиеся игрокам деньги и, естественно, возвращать их не желают. Тяжба идет уже второй год. "Приезжаю после чемпионата мира из Японии, а все двери в клубном офисе закрыты, - вспоминает Черчесов. - Я уже знал, что меня ждет, но все равно не ожидал увидеть столь печальную картину".
Голкипер- супермен
КОГДА Черчесов пришел в "Тироль", клуб тоже был, можно сказать, на грани банкротства. В команде было всего 15 футболистов, а в чемпионате страны она шла на восьмом месте при десяти участниках. Но тогда "Тиролю" удалось выжить - во многом благодаря российскому голкиперу, который блестяще делал свое дело. В том сезоне команда после длительного перерыва попала в Кубок УЕФА, потом выступила в этом турнире еще раз, затем трижды становилась чемпионом Австрии, обыгрывала на международной арене "Фиорентину" и "Штутгарт". Какое-то время он выводил команду на матчи с капитанской повязкой, хотя случаи, когда легионеру доверяют роль капитана, весьма и весьма редки.
Немного позже случилась история, которая заставила болельщиков "Тироля" еще больше уважать Черчесова. После серьезнейшей травмы он вернулся в строй и продолжил играть так, будто и не было полуторагодичного перерыва. За это его номинировали на титул "Возвращение сезона", который традиционно присуждается по итогам чемпионата Австрии.
Станислав Черчесов для австрийцев - фигура культовая. Когда он еще играл в австрийской бундеслиге, то болельщики, приносящие на стадион плакаты, изображали его в одеяниях Супермена, а обзоры матчей лиги местное телевидение начинало заставкой, где наш вратарь в красивом броске брал, казалось бы, неберущийся мяч. Российскому легионеру даже предоставили право заложить первый камень в стадион "Тиволи", на котором в 2008 году пройдет ряд матчей чемпионата Европы.
Тархуновая водка для Марадоны
ЗА ВРЕМЯ, которое прошло с момента бесславной кончины "Тироля", Черчесов, который всегда был исключительно дисциплинированным человеком, успел многое сделать: снял учебный фильм для вратарей, где главные роли исполняли голкиперы сборных разных европейских стран. Закончив с отличием австрийскую тренерскую академию, Станислав получил лицензию и возглавил клуб региональной лиги "Куфштайн". Первым успехом нового главного тренера было то, что ему удалось довести своих подопечных до финала регионального Кубка. "В "Куфштайне" приходится тяжело: клуб бедный, и нет возможности покупать новых игроков, иной раз не знаешь, кого включать в заявку на матч, столь скуден у нас выбор, - говорит Станислав. - Тем не менее это все же хорошая школа для новичка в тренерском деле: недоброжелателей, знаете ли, хватает, но я научился отстаивать свои идеи. С другой стороны, все-таки удачно, что я начал работать тренером именно в третьеразрядной команде, так как ошибки, которые делаешь, не так сильно видны, на них можно учиться. Представляю, что было бы со мной, если бы я имел под своим началом какой-нибудь именитый клуб. Наверное, давно уволили бы".
Пенальти от Беккенбауэра
В ДОМЕ у Станислава Черчесова имеется богатый фотоархив. На снимках глава спортивной семьи (сын также готовится стать вратарем) запечатлен рядом со звездами первой величины. Например, с Диего Марадоной. "Однажды он мне забил мастерски. После того матча я подарил гениальному аргентинцу графин осетинской тархуновой водки. Ребята потом шутили, что этот сувенир Марадону-то и погубил - намекая на его нашумевшие выходки по "пьяной лавочке". У снимка с Францем Беккенбауэром, конечно, тоже есть своя забавная история. "Несколько лет назад президент "Баварии" позвонил мне в Инсбрук. "Сосед, - говорит, - я от тебя, можно сказать, в двух шагах живу, а мы ни разу не встретились". Как потом выяснилось, Кайзеру (так в профессиональных кругах зовут Беккенбауэра) я понадобился для одного важного дела. Жители австрийской деревушки, где Беккенбауэр уже много лет живет на улице с символичным названием Кайзервег, оказались в сложном положении. Почему-то резко сократился поток туристов в эти края, и односельчане попросили Беккенбауэра о помощи. Ну а тот решил задействовать в рекламной акции российского легионера. Не знаю уж, привела ли она к оживлению местного туристического бизнеса, но старался я изо всех сил - умудрился взять почти все пенальти, которые мне пробил Беккенбауэр. Происходило это необычное представление у него в саду. Когда все закончилось, я этак язвительно поинтересовался: и как ему удалось с такой игрой стать чемпионом мира? Беккенбауэр оказался человеком с юмором - хохотал от души".
У каждого свой "дрезденский период"
ЧЕРЧЕСОВ знаком, конечно, и с Маттиасом Заммером (чемпионом Европы-96), с которым вместе выступал за один клуб - дрезденское "Динамо". Поэтому пару лет назад Заммер, чемпион мира-90, ставший тренером дортмундской "Боруссии", пригласил своего бывшего партнера в Дрезден на так называемую встречу воспоминаний. А вспомнить коллегам по мячу было что. Например, как Черчесов в 1992 г. летал на сборы на самолете, принадлежащем дислоцированной в этих краях воинской части. "Пропуск на военный самолет мне устроил тогдашний тренер сборной Павел Садырин - у него, связанного с ЦСКА, было много знакомых в ВВС. Пришлось пойти на неудобства - обычным рейсом я бы прибыл на два дня позже и не успел подготовиться к матчу", - рассказывает Черчесов.
Дрезденский период закончился, увы, не самым радостным образом: германский клуб лишился лицензии за долги. Пришлось срочно искать новое место.
"Если бы и у "Тироля" отобрали лицензию сразу, без бесконечных отсрочек, - глядишь, я бы тогда тоже быстро нашел себе другой клуб, а не ходил сейчас по судам. Впрочем, зато я теперь стал, можно сказать, крупным специалистом в юридических вопросах".