Примерное время чтения: 6 минут
76

Турция: Еврокомиссия дает "добро"

АНКАРА сделала большой шаг на пути к вступлению в ЕС. 6 октября Еврокомиссия рекомендовала странам единой Европы начать переговоры по принятию Турции в свои ряды. Вопрос о вступлении в "общую семью" 70-миллионной бедной мусульманской страны вызывает в Евросоюзе ожесточенные дебаты, и комиссары сделали все возможное, чтобы не накалять обстановку еще больше. Фактически Брюссель сказал Анкаре не "да", а "да, но...", а это далеко не то же самое.

ЗАЯВКУ на вступление в ЕС Турция подала в 1987 году, еще когда тот назывался Европейским экономическим сообществом. Однако тогда причин отказать Анкаре было слишком много: непрекращающаяся жестокая борьба с курдскими сепаратистами, многочисленные нарушения прав человека, армия, почти полностью контролировавшая политическую жизнь страны. Но в 2002 году, с неожиданным приходом к власти Партии справедливости и развития, которую до этого считали исламистской, все переменилось. Вместо того чтобы вводить законы шариата, предполагаемые исламисты неожиданно взяли курс на демократизацию страны и вступление в Евросоюз. Всего два года спустя прогресс страны на этом пути стал настолько очевиден, что больше игнорировать его в Брюсселе не смогли. Из вечного аутсайдера Турция наконец превратилась в официального кандидата на присоединение.

Оговорки по Проди

ДОКЛАД, подготовленный Еврокомиссией, заключает: Турция наконец достигла того уровня политического и общественного развития, который необходим для начала переговоров о вступлении в ЕС. Однако ни размерами, ни населением, ни экономикой на остальные страны, чьи кандидатуры Брюссель рассматривал в последнее время, Турция не похожа. Поэтому глава Еврокомиссии Романо Проди сразу оговорился, что и требования к Анкаре будут предъявляться особые.

Во-первых, комиссары так и не прониклись полным доверием к бывшим исламистам из Партии справедливости и развития. Они признают, что реформы, начатые новым правительством, действительно впечатляют своим размахом. Но при этом Брюссель опасается, что, как только Турции дадут "добро" на вступление, та тут же расслабится и о реформах будет забыто. Кроме того, просто принимать законы недостаточно - надо еще и следить за их соблюдением. А с этим у Турции пока не все в порядке. Поэтому в Брюсселе будут внимательно присматривать за тем, чтобы Анкара и дальше шла в направлении демократии и рынка, а если она вдруг замедлит шаг или собьется с пути, переговоры о вступлении могут быть тут же заморожены. Крайнего срока для завершения переговоров Еврокомиссия предлагает вообще не назначать: в таком деле поспешишь - мировое сообщество насмешишь.

Вторая оговорка касается рынка труда и вопросов миграции. В Европе численность турецкого населения не смущает только клинических оптимистов. Чтобы понять всю серьезность положения, достаточно представить себе, что хотя бы часть его в будущем решит воспользоваться неотъемлемым правом граждан ЕС и поискать себе работу в другой стране Евросоюза. Поэтому глава Еврокомиссии Романо Проди заявил, что в отношении турецкой рабочей силы ЕС сможет ввести постоянные ограничения на свободу передвижения. В отношении других стран такие меры никогда еще не применялись.

Если Евросоюз не станет вводить подобные ограничения, число турецких иммигрантов, которые переселятся в страны ЕС, в основном в Германию, может составить от 500 тысяч до 4 миллионов человек. За прием Анкары в европейский клуб взносы придется платить остальным его членам. По подсчетам финансовых экспертов, если Турция вступит в Евросоюз в 2015 году, в ближайшие десятилетия другие страны ЕС будут обязаны выплачивать ей около 28 миллиардов евро в год.

Известные недоброжелатели

НЕЛЬЗЯ сказать, что, после того как Еврокомиссия огласила свой вердикт, споры по поводу присоединения Турции к ЕС утихли. Несмотря на все оговорки и дополнительные условия, которые Брюссель собирается поставить Анкаре, противников ее принятия не стало меньше. Так, президент Кипра Тассос Пападопулос объявил, что его страна может наложить вето на вступление Турции, если та официально не признает Кипр. Пока что Анкара признает только самопровозглашенную республику Северный Кипр, населенную этническими турками, и игнорирует вошедшую в ЕС греческую часть острова.

Во Франции президент Жак Ширак, зная, что большинство его сограждан панически боятся вступления Турции в Евросоюз, пообещал избирателям, что этот вопрос они будут решать сами - на общенациональном референдуме. Немецкая оппозиционная партия ХДС под руководством Ангелы Меркель допустила возможность сбора подписей по всей стране против полноправного членства Турции в ЕС. Вместо этого Меркель и ее партия предлагают Турции статус привилегированного партнера единой Европы.

Наконец, идею проведения национальных референдумов по поводу вступления Турции в Евросоюз поддерживает и новый глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Дуран Баррозу. Он заявил, что этот вопрос слишком серьезен, чтобы решать его без учета мнения жителей ЕС. Для Анкары это плохая новость: если политическое руководство Евросоюза и поддерживает стремление Турции интегрироваться в блок, то простые европейцы могут их подвести и проголосовать против.

Никаких референдумов!

ПРОЖДАВ на пороге Евросоюза целых 17 лет, Анкара начинает терять терпение. Она не собирается теперь довольствоваться статусом второсортного члена. Комментируя доклад Еврокомиссии, турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган с негодованием отмел все дополнительные условия, которые Брюссель собирается выдвинуть Анкаре. В особенности Эрдогана разозлила оговорка о вероятности прекращения переговоров о вступлении в любое время и о возможных ограничениях на свободу передвижения для турок. Возмущает его и то, что некоторые страны допускают возможность референдума по поводу вступления его страны в Евросоюз. Эрдоган заметил, что до этого вопрос о присоединении к блоку отдельной страны никогда не выносился на всенародное обсуждение и нет никаких причин проделывать это с Турцией. Европейцы бывают только первого сорта, убежден турецкий премьер-министр.

Слово за лидерами

ПО МНЕНИЮ аналитиков, переговоры о вступлении могут начаться уже в середине будущего года, а реальная дата для принятия Турции в ЕС - минимум через 9 лет.

Формально рекомендация Европейской комиссии начать переговоры о вступлении не является обязательной для стран - членов ЕС. Однако сомнений в том, что на декабрьском саммите Евросоюза будет решено последовать этой рекомендации, остается все меньше. Слишком многое оказалось на кону: Европа боится, что, если оттолкнуть Турцию после всех усилий, которые та предпринимает для модернизации и демократизации государства, последствия могут оказаться непредсказуемыми.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно