В ЯНВАРЕ престижная премия "Дафна", учрежденная Союзом берлинских любителей театра, впервые была вручена россиянке - балерине Полине Семеновой. Премия присуждается дебютантам сцены за выдающиеся творческие достижения. 20-летняя Полина - лауреат нескольких международных конкурсов, ведущая солистка нового государственного балета "Staatsballet", который был образован после слияния танцевальных трупп трех столичных театров. Два года назад Полина приехала в Берлин по приглашению художественного руководителя "Staatsballet" Владимира Малахова. За это время юная танцовщица успела очаровать берлинцев, которые приходят на спектакль, "чтобы увидеть, как танцует это чудо".
Жесткая дисциплина
- НА ЗАПАДЕ распространено мнение, что московская балетная школа при Большом театре чуть ли не самая суровая и жесткая в мире.
- Да, здесь часто говорят, что у русских танцоров - особая закалка. Это, конечно, зависит от школы и педагогов. Но и от характера. Думаю, что в характере русского человека заложено боевое начало... В училище была действительно жесткая дисциплина. Педагоги были строгими, требовательными, не давали своим ученикам спуску. Но когда видели прогресс, хвалили. Преподаватели обычно играют огромную роль в становлении личности танцора.
Когда я поступила в училище, мы жили в Москве в Строгине. На дорогу уходило часа полтора в один конец. Было очень тяжело. Потом родители переехали, чтобы нам было не так далеко добираться до школы. Но свободного времени больше все равно не стало. Только когда я после занятий возвращалась домой, мы с братом и с папой часто смотрели видео. Папа покупал видеокассеты о балете. И мы втроем "пожирали" их вечерами...
Я очень благодарна родителям за то, что отдали меня в балет. Я всегда обожала танцевать под музыку... Сначала, когда мне было три года, родители привели нас с братом в школу фигурного катания. Потом мама узнала о существовании московской балетной школы при Большом театре. Первым туда поступил мой брат. Когда мне исполнилось восемь лет, мама привела и меня на экзамен...
- Какие у тебя остались воспоминания от вступительного экзамена?
- Я очень боялась, нервничала. Но особенно сильно отпечаталось в моей памяти, как мы ждали ответа. Целый месяц мы каждый день "выглядывали" почтальона. Это было летом, на даче. Когда он наконец пришел и протянул мне конверт, я долго боялась его открыть. Я побежала в поле, одна, чтобы меня никто не трогал, и только там я его открыла... И просто взлетела, потому что в письме было написано, что меня приняли... Я этот момент на всю жизнь запомнила. Даже марку на конверте до сих пор помню.
Я не делаю себе поблажек
- КТО в детстве был для тебя примером в балете?
- Старший брат. Мои педагоги часто говорили: "Смотри, какой у тебя брат, ты за ним тянуться должна..." Он до сих пор остается для меня примером. Дима - ведущий солист в Кировском театре. Я и сейчас считаю, что он способнее, лучше меня.
- Ты считаешь себя недостаточно способной? Но ты закончила балетную академию с отличием...
- Конечно, сложно себя оценивать. Но у меня с самого начала было не все идеально. Было много недостатков. Мне все время говорили: "Выворачивай ноги, поднимай выше. Выпрямляй спину, тянись..." Все время нужно было к чему-то стремиться, что-то исправлять. Лепить из своего "обычного" тела тело балерины.
Когда я поступила в школу, я была не самой лучшей, но и не самой слабой. Я была средней. А хотелось танцевать сольные партии. Мне было обидно за себя. Я думаю, это меня и подстегнуло. Оставалась в школе после занятий, повторяла пройденное, отрабатывала, репетировала...
- По сколько часов в день ты работаешь сейчас?
- По-разному. Два дня назад, например, в десять пришла, в десять ушла. Работала двенадцать часов с небольшими перерывами. Я не делаю себе поблажек. Ведь если придешь на репетицию и скажешь: "Не могу, не получается...", тебе могут ответить: "Спасибо. Вы нам больше не нужны..."
Просто повезло?
- КАК получилось, что тебя заметил Владимир Малахов?
- Я училась на последнем курсе училища. Он зашел в класс во время занятий навестить моего педагога Софью Николаевну Головкину. А заодно "посмотреть девочек". Это было 13 сентября, в день моего рождения. Мне тогда исполнилось 17 лет. Позже он написал статью о нашем училище, опубликованную в приложении к журналу "Балет". Целая строчка в ней была посвящена мне! Я была потрясена, я не ожидала... В конце учебы я получила от Малахова приглашение на работу в Берлинский государственный оперный театр.
- У тебя были приглашения и из Большого театра, и из Мариинского. Почему ты выбрала Берлин?
- Я обожаю и Мариинский, и Большой. Но у меня не было уверенности в том, что мне сразу предложат танцевать сольные партии. Мне не хотелось терять время, простаивать. В нашей профессии время - золото. Его так мало, а сделать хочется как можно больше.
- Но и здесь стать ведущей солисткой сразу после училища - редкость. На Западе танцовщики, вне зависимости от одаренности, должны сначала пройти все ступени - кордебалет, потом небольшие сольные партии и только затем ведущие сольные партии.
- Да. Это правда. Я знаю, что мне просто повезло.
- А каково танцевать с Владимиром Малаховым?
- Волнительно. Но когда я с ним танцую, то такое наслаждение от спектакля получаю... не передать. Иногда ведь дико тяжело танцевать. А от Володи получаешь столько эмоций и энергии...
На каток втихаря
- ТЫ говорила по-немецки, когда приехала в Берлин?
- Я приехала в Берлин со знанием французского и кучей словарей. У нас в театре многонациональная труппа. Мы много гастролируем. Поэтому язык общения - английский. И я решила изучать английский. Занимаюсь с преподавателем. Но и по-немецки тоже уже понимаю.
- Тебе кто-нибудь помогал, когда ты приехала в Берлин? Ведь всю жизнь нужно было наладить с нуля.
- Я приехала в Берлин с папой. Первые две недели он был со мной, помог снять квартиру. Потом я осталась одна. Спасало то, что большинство времени я проводила в театре. Он стал моим домом. Сразу появилось много знакомых. Вначале надо было решать столько житейских проблем - с банками, страховками... Но у нас в труппе много русских, они мне очень помогали.
- Ностальгия посещает? В русские магазины в Берлине за черным хлебом не ходишь?
- Конечно, очень скучаю по дому, по семье. Русские магазины в Берлине люблю. Но хожу в обычные, немецкие, те, которые поблизости. Устаю, да и времени совсем нет.
- Как проводишь выходные?
- У меня, как правило, один выходной в неделю. В первую очередь я стараюсь выспаться. Если болят мышцы, хожу в бассейн - расслабиться. Часто хочется просто отдыхать, сидеть дома и ничего не делать.
- А на каток не ходишь? Все же первым детским увлечением было фигурное катание...
- У нас не разрешено заниматься фигурным катанием, потому что это опасно для балетных стоп. Можно получить травму. Но я так люблю кататься на коньках, что по секрету от всех иногда хожу на каток - "оторваться". Хотя бы один раз в году. Встаешь на коньки - будто в детство возвращаешься...
- Немецкая пресса вовсю называет тебя "звездой балета"...
- Я не могу о себе сказать, что я звезда. Это опасное слово...