Примерное время чтения: 7 минут
458

Единственная из множества для Альбера Камю

Альбер Камю, культовый писатель ХХ века, философ и журналист, прославился своими романами "Посторонний" и "Чума". Когда в 1957 году ему вручали Нобелевскую премию, он задумывался о том, достоин ли ее. Однако помимо его друзей и почитателей, которые не сомневались в этом ни минуты, рядом с Камю и вдали от него было немало женщин, радующихся его победе, даже ничего не понимая в его книгах. Он покорял их так же блестяще, как писал, и забывал так же легко, как работал. После мимолетной интрижки он прямо заявлял тем, кто жаждал продолжения романа: "Со мной этот номер не пройдет".

"ВОТ УЖ не думал, что женюсь сразу на четырех женщинах", - жаловался Альбер Камю на взыскательную тещу и двух старших сестер своей жены Франсины. Для него она была матерью его близнецов, которых он называл "наш побочный продукт", и только. Она была очаровательна, добра, трогательна и спокойна. Но это не спасало ее от раздражения мужа. Если они собирались обедать, он всегда сам заезжал за ней, опасаясь, что Франсина будет долго копаться и они опоздают. Камю жаловался: "Когда мы должны встречаться с Ивлином Во, я вынужден напоминать ей, что этот писатель - мужчина". Франсина не подходила Альберу ни по темпераменту, ни по интеллекту.

Франсина сознавала, как губительно для ее семейной жизни оставлять в доме мать и сестер, но не могла найти в себе сил прекословить им, поэтому состояние депрессии было для нее привычно. Она видела и знала почти все увлечения своего мужа, но никогда не жаловалась и не разыгрывала из себя умирающую от любви, оскорбленную женщину. Франсина молча любила, и чем сильнее отдалялся от нее Альбер, тем сильнее разгоралась в ней нежность к этому человеку, который принадлежал ей все меньше.

ЛЮБОВЬ В ПОДПОЛЬЕ

Во время Второй мировой войны они не виделись два года: Камю был в Париже, Франсина - в Оране в Алжире. Альбер был уже знаменит как писатель, а теперь становился заметным журналистом, участвуя в антигитлеровской газете "Комба". Первое письмо к жене после долгой разлуки Камю написал с нежной братской заботой, но отнюдь не с пылкостью истосковавшегося мужа. Он назвал Франсину "мой милый", а после поцелуя для нее добавил поцелуев для всего семейства Фор и для своей матери.

Камю вовсе не огрубел за время скрытой борьбы с немецкими оккупантами, просто в это время он переживал бурный роман с актрисой Марией КАЗАРЕС, которая играла главную роль в его пьесе "Недоразумение". Спектакль не удался, хотя игру Казарес все хвалили. Друзья Камю объясняли провал постановки репутацией автора. Мария сразила Альбера в первый же вечер, когда он читал "Недоразумение" для труппы театра "Матюрен". Она была моложе его на 9 лет и усвоила от своего первого возлюбленного Энрике Лопеса Толентино страсть к анархизму. Мария всюду пускала в ход свое обаяние и вполне заслуживала звание "донжуана в юбке".

Женщина до мозга костей, Казарес равнодушно внимала тому, что о ней говорили, и требовала равенства с мужчинами. Независимые, гордые и властные, Альбер и Мария были во многом похожи, притягивая друг друга своей любовью ко всему испанскому. Они очень быстро стали парижскими знаменитостями, и, когда заходили в кафе, оркестр исполнял в их честь "Pisa Morena" ("Смелей, смуглянка"). Однажды Казарес и Камю попали в облаву, которую устроила французская и немецкая полиция. Альбер передал Марии верстку свежего номера "Комба", потому что женщин, в отличие от мужчин, не обыскивали. Когда Мария увидела своего возлюбленного с поднятыми руками, она поняла, что выдаст все и всех, если увидит, как его пытают. Они выглядели очень счастливыми и даже подумывали вместе эмигрировать в Мексику. Но...

После освобождения Франции семейство жены стало перебираться в Париж. Первой появилась Кристиана, добрая свояченица Камю, которого забавляла ее привычка носить украдкой его белье. Она мгновенно все поняла и постаралась, чтобы сестра и мать ничего не узнали. Когда Франсина родила близнецов, Камю расстался с Казарес и поселился в крохотной квартирке с женой.

СТРАСТЬ СИЛЬНЕЕ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА

В 1945 году в Нью-Йорке ему представили голубоглазую красавицу Патрисию БЛЕЙК. 20-летняя дочь врача и пианистки отлично говорила по-французски, заканчивала лучший американский женский университет - колледж Софии Смит - и писала статьи для литературного отдела "Нью-Йорк таймс" и журнала "Вог". Камю сразу же попросил Патрисию провести с ним следующий день, и юная красавица со степенью бакалавра искусств не устояла перед гением. После этого они появлялись везде вдвоем, и Альбер открыто признавал, что влюблен не на шутку. Вид этой пары многих шокировал, но Патрисия и Альбер с головой ушли в свою страсть. Камю учил ее проникать в поэзию и отваживал от чтения Ленина и Маркса, которым симпатизировала "прогрессивная" девушка.

Отправившись вместе с женой в Алжир, Камю как будто вернулся в первые месяцы их молодого счастья. Они оставили близнецов в Оране, чтобы попытаться продлить свой второй медовый месяц, но Франсина, "чтобы окончательно устроить будущую жизнь, поставила под угрозу наше теперешнее временное существование, - жаловался Камю. - Я имею в виду питание и прочее".

18 июня 1948 года на бульваре Сен-Жермен Камю случайно встретился с Казарес. Она была уже знаменита и считалась подругой актера Жана Серве. С этого дня они снова были вместе. Ради Камю Мария бросила Серве, но писатель свою семью не оставил.

Невероятно ранимый Камю хотел, чтобы те, кого он любил, не только отвечали ему тем же, но и любили его произведения. Казарес была на это способна. В канун 1949 года Альбер написал Марии: "Счастливого Нового года, любовь моя! Хочу, чтобы мы были вместе и я не умер вдали от тебя". Камю ревновал Казарес ко всем и даже к работе: "Играя, ты должна думать обо мне". Он писал ей иногда два раза в день и утверждал, что, если она умрет, он перестанет смеяться. Альбер называл Марию своей Единственной и часто повторял: "Я тебя обманывал, но ни разу не предал". Он старался щадить самолюбие жены, и, когда поехал за Нобелевской премией, рядом с ним была именно Франсина, а не Мария и не Ми, его очередное увлечение. "Франсина была со мной в беде, пусть же будет и в радости", - решил Камю. В конце концов он "всегда любил на свой неуклюжий лад" преданную и терпеливую Франсину.

Но Мария оставалась спокойной и уверенной в себе: "Я ни у кого ничего не отнимала. В этих делах можно взять только то, что никому не принадлежит, или то, от чего отказались". С похождениями Камю она мирилась: "Когда утихла страсть и осталась только любовь, мне не приходило в голову опасаться привязанности Альбера к кому-то другому".

Однако Альбер дорожил женой и ни разу не заикнулся о разводе. Франсина снилась ему и представала в его снах спасительницей, которой он шептал: "Я знал, что в нужный момент ты окажешься рядом и придешь мне на помощь".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно