Не так давно в питерском издательстве "Фолио-Пресс" вышла книга профессора, доктора исторических наук, антрополога Льва Самуиловича КЛЕЙНА "Другая любовь". В своей книге автор берется объяснить одну из проблем противоречивого соотношения природы человека и культуры- проблему гомосексуальности.
Мы предполагаем публиковать отрывки из этой книги, наделавшей много шума и в один день ставшей библиографической редкостью.
ТЕНЕССИ УИЛЬЯМС (1911- 1983) - автор множества пьес. У нас часто идет его пьеса "Трамвай "Желание", которую называют лучшей пьесой, написанной в Америке...
При довольно развратном образе жизни, который вел Теннесси, он оставался чрезвычайно почтительным и деликатным в обращении с женщинами. Так, с одной дамой из Италии они отправились в плавучий ресторан от отеля у пирса, на берегу моря. Отель имел пляж, плот на якоре в лагуне, и можно было купаться. Рейдер (приятель драматурга. - Ред.) описывает происшествие в этом ресторане.
"Когда мы сидели, разговаривая на палубе, мы увидели двух парней, плывущих к плоту, они взобрались на него и несколько секунд спустя скинули свои плавки и начали половое сношение на глазах у всего пляжа и ресторана. "Не смотрите, Адриана! - вскричал Теннесси, остолбеневший от этого гомосексуального нарушения публичной нравственности. - Это преступление! Не знают они, что ли, что здесь есть женщины и они могут быть травмированы этим бесстыдством? Это надо остановить!"
Один из официантов был послан вновь к плоту, поскольку оба парня, занимающихся любовью, были вызывающе безразличны к крикам с берега, к приказам остановиться. Молодой официант разделся до плавок. Мы увидели, как он плывет к плоту. Он взобрался на него, постоял некоторое время, глядя на то, что проделывали два парня, а затем... скинул свои плавки и присоединился к забаве.
Теннесси выскочил из отеля в праведном гневе..."
Если бы не праведный гнев, история очень смахивала бы на сюжет порнофильма. Сам Теннесси говорил: "И пускай у меня аморальная репутация, я-то знаю, что я самый настоящий чертов пуританин".
Родился драматург в Колумбусе, в штате Миссисипи, в 1911 г. При рождении он был назван Томасом, и дома его звали Томми. Имя Теннесси драматург взял от студенческой клички, а та дана по штату Теннесси, из которого происходил род Уильямсов. Мальчик развивался вначале в полном соответствии с нормой и лишь очень поздно открыл в себе гомосексуальную склонность.
В своих мемуарах Теннесси пишет, что в отрочестве был страшно застенчив и любой девичий взгляд бросал его в краску. Тем не менее он страстно влюбился в девочку. "Я думаю, что только во время полового созревания я впервые почувствовал сексуальное желание по отношению к Хейзел". Это было в кино, когда он сидел рядом с ней. А однажды вечером "я повел Хейзел на речной пароход. Она была в палево-зеленом шифоновом вечернем платье без рукавов, и мы поднимались на темную верхнюю палубу, так что я обнял рукой эти нежные плечи - и "кончил" в свои белые фланелевые штаны". Поскольку это было заметно - на фланели появилось темное пятно, - умная девочка сказала, что лучше не продолжать прогулку на теплоходе...
Уже 26 лет от роду Теннесси имел долгую сексуальную связь с женщиной - в первый и последний раз. Связь с Бэт продолжалась три с половиной месяца.
Только когда Теннесси было 28-29 лет, в Новом Орлеане произошло его первое отчетливо гомосексуальное приключение...Теннесси прибыл в Новый Орлеан под Новый год. Новый год встречал он у своих сугубо гетеросексуальных друзей. Он стоял с друзьями на балконе, а внизу в другой квартире была новогодняя вечеринка голубых. "В полночь, когда взлетел фейерверк и зазвонили колокола церквей, он посмотрел вниз и увидел какого-то парня, десантника, очень красивого, который смотрел на него". Далее передается рассказ самого Томми. "Он улыбнулся мне и поманил меня вниз. Спустившись по черной лестнице, я постучал с черного хода. Он открыл дверь и сказал: "Ты выглядишь таким бледным, не хочешь ли погреться под ультрафиолетовой лампой?" Ну я подумал, что он имеет в виду только мое лицо, но он велел мне снять всю одежду. Это было моим первым гомосексуальным опытом..."
Летом того же года он отправился на побережье, где откровенная гомосексуальность многих поразила его. Как он пишет в письмах, он там "трахался каждую ночь". Это не всегда сходило с рук гладко. С одним индейцем племени чироки они подцепили пару морячков и привели их на квартиру. После грубого секса моряки внезапно выдернули телефонный провод из стены. Затем один с ножом прижал к стене Теннесси, а другой измордовал индейца, выбив ему несколько зубов. Потом подержали под ножом индейца, а избиению подвергся Теннесси - его зубы прокусили нижнюю губу. Пришлось накладывать швы.
Однако там же он встретил свою первую настоящую любовь - парня славянского происхождения Кипа Кернана, 21 - 22 лет.
"На нем было облегающее трико, - пишет Теннесси. - ...У него были слегка раскосые зеленоватые глаза, высокие скулы и прекрасный рот. Я никогда не забуду, как я его впервые увидел, - стоящим спиной ко мне у двухдверной плиты, могучие широкие плечи и словно выведенная циркулем попа, какую я никогда не видел до того".
После первой ночи Кип сказал Тому: "Этой ночью ты показал мне, что означает прекрасная боль".
Томми писал о Кипе своему другу: "Когда я лежу на нем, я чувствую себя так, будто полирую статую Свободы или что-то в этом роде. Будто ожили великие бронзовые статуи античной Греции. Но с лицом мальчика... Его голень истекает жаром, как шкура лошади после галопа. От него исходит теплый богатый запах. Запах жизни..."
Через какое-то время Кип порвал с Теннесси: у него была девушка, и он боялся, что станет завзятым гомосексуалом. Он не стал ни тем ни другим. Через несколько лет он умер от опухоли мозга. Десятки лет его фотопортрет стоял на тумбочке у кровати Теннесси.
Любопытно, что, именно когда Уильямс стал осознанно гомосексуальным, начался период его творческого взлета, его бешеных успехов... Вкусы Теннесси окончательно сформировались. В своем интервью журналу "Плейбой" (1973) он писал: "...я в состоянии понимать нежность женщин, а также похоть и либидо мужчин, но то и другое, к сожалению, слишком редко встречается в женщинах. Вот почему я ищу женственных мужчин, чтобы получить то и другое... Я никогда никого не насиловал. Вот я был изнасилован одним проклятым мексиканцем, да так, что я вопил, словно сумасшедший, и не мог сидеть целую неделю..."
В старости Теннесси Уильямс признавался: "Сейчас я пытаюсь снова писать, но энергии и на творчество, и на секс уже не хватает. Вижу, что вы не верите. Да, и сейчас многие остаются со мной на ночь, потому что я не люблю спать один... Не могу оставаться один, потому что боюсь умереть".
Он действительно умер, когда был один: вдыхал снотворное из пузырька, и крышечка попала ему в гортань. Это было в 1983 году, когда Теннесси было 72 года. В его любимом Новом Орлеане местные власти запретили отпевание в соборе Святого Людовика. Как пишет Синтия Рэдклифф в книге "По следам поэта", "город-то в основном католический, местная мораль весьма строгая... Вот и решили, что нечего отпевать человека, предпочитавшего однополую любовь".
Таков был этот писатель, таков его долгий путь от скромного краснеющего юноши, вполне гетеросексуального, к разнузданному искателю наслаждений, абсолютно гомосексуальному, хотя и почитающему женщин.