Примерное время чтения: 8 минут
303

Виталий Мутко: "Нам нужна не команда. Нам нужен клуб"

Мы встретились с президентом "Зенита" Виталием Мутко на базе в Удельной 1 сентября. Игроки основной команды только что отправились на сбор в Туапсе, и Виталий Леонтьевич показывал мне опустевший корпус базы: "Вот так ребята жили еще совсем недавно". Второй этаж был носителем эстетики типичной ведомственной гостиницы советских времен. "Мы начали сверху, на третьем этаже уже почти все завершено". Очевидно было, что тема обновления зенитовской базы - самая приятная для президента. Однако накануне была отклонена апелляция московского "Локомотива" по поводу переигровки с "Тиролем", а вечером предстоял матч сборной России со словенцами. И разговор с президентом новоиспеченной Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) мы начали с проблем не зенитовских, а общероссийских.

За что обидели "Локомотив"?

- Это очень опасный прецедент, который может породить в дальнейшем проблемы для европейского футбола и для самой УЕФА. Ошибка судьи не может быть причиной отмены результата. С этой аксиомой согласно все футбольное сообщество. Иначе можно моделировать различные схемы в расчете на пересмотр нежелательного исхода. Если данное решение - всего лишь отношение к российскому футболу, то на этом все и закончится. Нам еще раз показали наше место, объяснили таким образом: у вас нехорошие условия проживания, вы не можете создать конкурентную среду, не можете привлечь цивилизованного болельщика - к вам неинтересно ездить. За этим решением стоит и желание сильнейших европейских клубов иметь в соперниках, во-первых, более слабую команду - в данном случае "Тироль", и, во-вторых, из более цивилизованной страны. Житель Рима спокойненько сядет в автомобиль и поедет в Австрию смотреть на свою "Рому", чего он не сможет сделать в случае с Россией. Второе - экономика. Любой итальянской компании купить рекламный щит на матче в Австрии легче, чем в Раменском. Понятно, что здесь, по большому счету, нет отношения к нашему государству - это отношение всего лишь к нашему футболу. "Зенит" почувствовал его на себе в прошлом году в Англии и Испании. Этакое снисходительное похлопывание по плечу, несмотря на игру и результат, который мы показали.

Не стоит на этом сейчас так зацикливаться. Кстати, российский чемпионат моделирует все те отношения, жертвами которых в европейском масштабе становятся наши клубы. Российские гранды также находятся в привилегированном положении по сравнению с середняками и бедняками, только их плач не раздается на всю страну. Все это и есть предпосылки к созданию Премьер-лиги - попытаться договориться играть по одним правилам. Взять хотя бы перенос игры "Спартака" с "Крыльями" на октябрь. Что, в начале сезона не был известен календарь? Нет, просто главные конкуренты сыграют принципиальные матчи, а "Спартаку" будет ясен расклад сил. Это "фэйр плэй"?

Почему наших нет среди элиты?

- Задача РФПЛ в ближайшее время - наладить контакт с ведущими лигами Европы и солидарно заявить о недопустимости таких конфликтов. Поверьте, УЕФА не могла бы не прислушаться к этой позиции. Ведь УЕФА, по сути, выразитель интересов ведущих европейских клубов - не случайно они пытались создать евролигу. И нам нужно пытаться войти в элиту. Почему в обзоре матчей европейских чемпионатов по "Евроспорту" нет российской странички? По моему мнению, уровень нашего чемпионата не ниже французского, германского. Там, конечно, есть несколько суперклубов с сумасшедшими бюджетами. Для сравнения: бюджет "Баварии" - 60-70 миллионов долларов, у "Спартака" - 14-15 миллионов. Но чем, скажите, "Зенит" хуже "Ганзы"? И средняя посещаемость российских матчей - где-то тринадцать с половиной тысяч, что выше той же Франции. Если бы нас не подводили наши лидеры - "Локомотив", "Торпедо", матчи которых проходят в Москве при пустых трибунах:

Но и этот очевидный перекос с московскими клубами не должен решаться искусственно - главенствовать во всем должен спортивный принцип. Когда образовались федеральные округа, одни горячие головы стали предлагать и в футболе аналогичную структуру - нарезать округов и проводить там чемпионаты, другие кричали, что надо Сибирь поднимать, Дальний Восток, давайте им гарантируем место в первом дивизионе:

Мы еще совсем недалеко ушли в организации футбола от советских времен. Недавно я был свидетелем того, как тренер одной из команд во время игры получил записку от губернатора: "У ребят в глазах огня нет: и т.д. и т.п. Губернатор такой-то". Тренер начал выбегать к бровке, орать на ребят: Если клуб содержится городским бюджетом, как ведет себя клубный менеджмент? Нужно выдать результат любой ценой. Дальше хоть трава не расти.

Можно ли обойтись без поддержки города?

- "Зенит" уже достаточно серьезное хозяйство, которое может существовать самостоятельно, но тогда о высоких целях нужно пока забыть. Восьмое место, самое великое счастье - обыграть в кои веки "Спартак" - о большем можно не мечтать.

У нас хорошая база - было четыре с половиной га, сейчас хотим прирезать еще три с половиной и обращаемся с просьбой к городу отдать еще три гектара за прудом - будет одиннадцать. На этой территории должны разместиться четыре тренировочных поля, два из них искусственных, два с подогревом и крытый манеж. Все это позволит продлевать сезон, уменьшать потребность в выездных сборах.

Что касается стадиона, я свою позицию неоднократно высказывал. Нигде в мире вы не найдете подобной ситуации: стадион - государственная собственность, на этой основе создано юридическое лицо, у которого футбольный клуб арендует стадион на время матчей. Ситуация дичайшая: за билетную программу я не отвечаю, за пропускной режим - тоже, за организацию торговли - тоже, а весь негатив идет на меня. Я бы никогда не поставил кресла желтого цвета на стадионе, наши цвета - сине-бело-голубые. Можно перечислять еще, но можно резюмировать сразу: это неправильно, нецивилизованно, наконец просто глупо.

Когда в 1996 году мы начали строить футбольный клуб, доходная часть нашего бюджета равнялась нулю. Сегодня это четыре с половиной миллиона. Но мы еще не покрываем наших расходов. А если говорить о Лиге чемпионов, то к ней пока готовы только наши болельщики. Развиваться дальше можно было бы быстрее, опираясь на поддержку городской власти - ведь играют ребята для горожан.

Кто у нас ходит на футбол?

- На встрече с министром внутренних дел я предложил прежде всего определиться с тем, кто такой российский болельщик. Если это правонарушитель, преступник, то мы так его и воспринимаем - сумасшедшие досмотры, практически несанкционированные обыски, изъятие всего вплоть до зажигалок и расчесок, то есть нарушение элементарных человеческих прав. Второе, что надо решать, это усовершенствование законодательства. Человек бросил петарду, это зафиксировали, и ему запрещают посещать матчи. Это не так сложно сделать - во время игр приглашать отметиться в соответствующий отдел милиции. При этом должен действовать принцип неотвратимости наказания. На всю страну крупным планом показывают, как человек бьет милиционера креслом по голове. Он привлечен к ответственности? Ничуть. Наконец, на глазах у милиции создаются радикальные группировки, которые сознательно разжигают беспорядки. Их ведь могут использовать не только для бучи на трибунах: А где наши Шараповы, почему их туда не внедряют?

Как становятся президентами?

- В футбол я не только поигрывал, но и даже играл - за "Светлану", "Ждановец". Приглашали меня в сборную Ленинграда, но я учился в училище в Петрокрепости, с апреля мы уходили в плавание, а море и футбол несовместимы. Потом, когда уже работал в исполкоме Кировского района, удалось создать команду "Кировец - Космос", правда, когда я ушел, она рухнула. Это, кстати, для меня стало уроком футбольной экономики: когда команда жестко связана с одним источником, то практически зависит от "хорошего" дяди. Пришел "плохой", и все кончилось. Сейчас в высшей лиге эту истину подтверждает "Факел". Воронежский губернатор высказался в том духе, что, мол, пусть команда пока без денег поиграет, а там посмотрим. Что происходит сейчас с "Факелом", все знают.

А с "Зенитом" все началось в 92-м. В один прекрасный день вызвал меня Анатолий Александрович Собчак, сказал, что у ворот Смольного команда "Зенит" бастует, надо бы разобраться. Я пригласил в зал переговоров Смольного всю команду, мы с ними поговорили. Мне стало ясно, что пока не будет клуба, ничего не будет. Мне не нужна команда, мне нужен клуб. Спросите любого человека, какую вы знаете итальянскую команду? Половина назовет "Милан", но мало кто скажет, какое она место заняла в прошлом сезоне. Потому что это - суперклуб, и пятые они или восьмые - неважно. Моя задача - создать такой клуб, чтобы все знали, что в Петербурге есть клуб "Зенит".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно