В наше время модно констатировать упадок. Рок-н-ролл у нас уже двадцать лет как мертв, кино тоже не смогут реанимировать никакие Янковские с Тодоровскими, а уж о литературе и говорить не приходится. Литературы, говорят, у нас нет просто как понятия. Ну вот нет - и все тут. Кончилась где-то между Довлатовым и Ерофеевым, запутавшись в словах-сплетениях Толстых - Токаревых, и издохла, предсмертными судорогами выплеснувшись в глянцевую продукцию книгоиздателей. Изжила себя в век Интернета и мобильных средств связи. Только все это неправда - ни про кино, ни про музыку, ни про тем более литературу. Литературные конкурсы ежегодно выявляют молодые таланты, их издают - и читают. Современная литература, созданная (написанная?) руками двадцатилетних писателей, - современный мир на книжных страницах, с героями, которые носят гриндерсы, пьют пиво и едят йогурты. А еще любят, радуются, грустят и чувствуют точно так же, как мы. Потому что их авторы знают, как это делает современная молодежь. Итак, страна должна знать своих героев...
Шаргунов: "Реальные пацаны фильтруют базар"
Сергей Шаргунов. "Малыш наказан". "Дебют 2001". Герою - 18, он красив, раним, влюблен. Только вот дама его сердца - 26-летняя Полина - наркодилерша, которая когда-то даже сидела в Бутырке, всю книжку вертит, как хочет, тонкокостным юнцом.
Шаргунову 21. Он похож на своего героя, обаятелен и уверен в себе. Его проза - правильная и красивая. Он убеждает, учит на своем примере и - улыбается.
Ты зачем все премиальные деньги (2 тыс. долларов) Лимонову отдал?
Сергей Шаргунов: Мой жест не политический, а в сфере искусства. Абсолютно спонтанный ход. Лимонов - человек талантливый, живой классик отечественной литературы, и не место ему за решеткой. Как правило, те, кто считает его не писателем, - наслышаны о нем от журналистов в связи с его политическими экстравагантными выходками. Отсюда у них сформировалось не совсем правильное представление о нем. Если почитать книги Лимонова, особенно ранние вещи, когда он жил в эмиграции, в Париже, в Америке, открывается другая картина. Сейчас у нас завязалась заочная дружба, он шлет мне из клетки письма, уже писем 7 пришло. Яркие. Если их обобщить - поэма получится. Короче, стихи в прозе - вот письма Лимонова. Я его и поддержал как поэта, а не как политика.
Тебя и твоего героя зовут одинаково. Выглядите вы одинаково. Жесты те же. Все, что описано в книге, тоже произошло с тобой?
С.Ш.: "Малыш" писался 4 года назад, это юношеское произведение. Во-первых, как отметил кто-то из критиков, самый удачный способ дистанцироваться от самого себя - это представить героя под своим именем. И, во-вторых, очень многие моменты из истории пересекались со мной. Вот, допустим, любил какую-то девушку. Может, я написал специально для того, чтобы она прочла это все. Имя девушки, кстати, я сознательно изменил, потому что она небезызвестна (Прототипом главной героини стала скандально известная поэтесса Алина Витухновская. - Прим. ред). По-моему, это очень милая и трогательная история. По-своему культовая, потому что такие состояния близки миллионам людей. Сегодня, когда мы живем в вульгарном бесполом обществе, тема любви уже мало где звучит.
Кстати, а почему ты практически не используешь сленг? Сам же говоришь, что книга для молодых.
С.Ш.: Я думаю, что те, кто использует сленг налево и направо, блин, они на самом деле гопники и лошары (смеется). А реальные пацаны - они фильтруют базар. Не нужно представлять, что молодежь - это дикобразы. Инопланетяне, которые только и говорят варварским языком. На самом деле существует русский язык, человеческая речь. Пускай я написал очень художественно, очень поэтично - основа одна и та же: о чем поют "РУКИ ВВЕРХ!", о чем мечтают обычные парни и девчонки.
При этом твой герой сталкивается с наркотиками. Ты тоже их употреблял? Это является, по-твоему, атрибутом обычных парней и девчонок?
С.Ш.:
Я человек, знакомый с этим. Употреблял разные наркотики, начиная от хэша, включая винт, заканчивая героином. Наркотики выбрасывают человека из вод реальности на какой-то похабный бережок, где он сохнет и гниет. Так что я вас призываю ни в коем случае не употреблять никакие наркотики, мы вообще должны мочить драгдилеров, наркотики сегодня - это чудовищная опасность для нашей молодежи, и мы - молодые люди - ненавидим наркотики.
Не многовато ли лозунгов?
С.Ш.:
По-моему, лозунги - это самый модный вариант жизни. Сегодняшнее молодое сообщество почему мне нравится? Потому что оно мыслит лозунгами. Скоро выйдет моя повесть "Ура". Это - манифест. В идейном плане это выдающаяся повесть, набитая листовками. Я нарисовал утопию. Пускай молодые знают, к чему нужно стремиться. Хорошо было бы преодолеть мир наркотиков, мир распада, мир алкоголизма, который засасывает. Я постарался сделать это не нудным, навязчивым языком, а разговорно и красиво. Сегодня я - самый сильный и стильный среди писателей своего поколения. Искусственно раздуваются отдельные имена, но точно знаю, что также они лопаются с некрасивым звуком. А я есть. Вне зависимости от того - хвалят или клянут меня критики.
Денежкина: "Литературный мат - это красиво!"
Ирина Денежкина. "Дай мне!" Финал "Национального бестселлера" 2002. Герои Ирины - 16-19-летние, влюбленные, наивные, веселые, грустные. Ходят на концерты, ссорятся, ругаются, пьют, переживают.... В финале конкурса, когда решалось, кому же достанется премия, за Денежкину голосовал Сергей Шнуров (группа "ЛЕНИНГРАД") - назвал "своей". Она и есть своя - заставляет героев разговаривать матом и заниматься сексом "от нечего делать".
Денежкиной 20. Она учится на факультете журналистики в Екатеринбурге и говорит, что нынешняя молодежь очень хорошая.
Шаргунов отдал премиальные деньги Лимонову, а ты что с ними сделала?
Ирина Денежкина:
Я $1000 потратила на летний отдых, мы с другом в Питере жили. Очень замечательно провели время, только до Петергофа руки не дошли. А то бы еще и в фонтанах поплавали, как в прошлый раз с подругой Волковой - нас тогда хотел мент поймать за это.
Как относишься к Лимонову и возникшему вокруг него ажиотажу: "Идущие вместе", Проханов, Шаргунов вот?
И.Д.:
Лимонова читала, но совсем чуть-чуть. Не могу сказать, что мне очень понравилось или очень не понравилось. Ажиотаж? "Идущие вместе" - какое-то говно, они там за абонементик в бассейн вкалывают? И эта тупая привычка носить футболки с Путиным. Короче, я думаю: там собрались не очень умные детки под руководством взрослых дядек. И вся эта шумиха искусственна. В дела Лимонова я не вникала, но если его держат за какие-то конкретные факты (оружие там, что ли? ), то... ну аккуратнее надо быть. А Проханова я не читала, какая там шумиха? Что он бабло отдал Лимонову? Ну и что.
Твои герои - это калька с тебя?
И.Д.:
Нельзя так однозначно сказать. Они где-то выдуманы, где-то есть "кусок" меня, где-то других. Это все окружающие люди.
Использование сленга и мата ты считаешь литературным приемом? Без этого не написать книжки про молодежь и для молодежи?
И.Д.:
Это не литературный прием вовсе. Просто так говорят мои друзья. Не как грузчики матерятся, конечно. Вот Волкова (Подруга Ирины и ее героини. - Прим. автора) так замечательно выражается - почти литературный мат, очень красиво.
Твои герои постоянно бухают. Что это они так, а?
И.Д.: Выпивают, потому что ситуация подходящая - сейшны. Что там делать-то еще? А так как в рассказе много сейшнов, то и выглядит все как сплошная синяя яма. Призывать пить или не пить не надо, т. к., во-первых, люди сами могут решить, во-вторых, все кругом призывают и без меня. Я к алкоголю нормально отношусь, но не пью его ведрами, надо же о себе заботиться.
Ты стремишься в произведениях молодежь чему-то научить или дидактика - это уже устаревшая функция литературы?
И.Д.: Скорее не научить, а поделиться опытом. Сейчас дидактика только отталкивает, т. к. все вокруг чему-то все время учат. В телевизоре, в газетах-журналах, бла-бла-бла. Надоедает.
У современной молодежи есть лозунги?
И.Д.:
Есть. "WHITE POWER" и "DON'T STOP HOOLIGANS". Хорошие молодежные лозунги.
Смотрите также: