173

Галина Куликова: "Детективщик должен быть фантазёром"

Когда вы валяетесь дома на диване с веселым детективом в руках или, прикрываясь ладонью, хохочете над его героями в загородной электричке, не спрашиваете ли вы себя: "А откуда берутся такие писатели?" Про Маринину вы уже знаете, про Донцову с Поляковой тоже. Как насчет Галины Куликовой? Ага, книжки уже года два читаете, а об авторе - ни слова, ни полслова? Мы решили восполнить этот пробел.

- Галина, трудно было издать первую книжку?

- Мне просто повезло. У меня был такой период, наверное, вариант возрастного кризиса. С работой не ладилось. Я по профессии журналист, но не состоявшийся, карьеры никакой сделать не удалось. И я решила понять, могу ли я как-то кардинально изменить свою жизнь. Сначала в голову пришла идея освоить новую профессию, переквалифицироваться. Например, получить художественное образование, ведь я всегда любила рисовать. Но потом я передумала.

Писала я всю сознательную жизнь, но все это было как бы для себя: рассказы, повести, да все подряд! К этому времени у меня была первая рукопись - "У жертвы мое лицо". Это был 99-й год. Представление о процессе продвижения своей книги имела очень смутное. Мне казалось, что эта индустрия - очень замкнутый круг людей, проникнуть туда с улицы просто невозможно. Но в конце концов, поддавшись на уговоры своих близких, я решила рискнуть и отнесла книгу в издательство, которое мне показалось самым ярким на рынке. А через какое-то время мне перезвонил редактор и попросил немного доработать текст, вернув его героев в родную страну (у меня действие происходило за границей, наверное, казалось, что это какая-то экзотика). Книгу опубликовали, а вслед за ней еще пять в серии "Детектив глазами женщины". А потом издательство предложило мне постоянно сотрудничать с ними. Только тогда я перестала искать работу на стороне и занялась литературным творчеством.

- Все так гладко? В самом деле?

- Рассказываю, и даже самой удивительно: никаких препон не было, все прошло очень легко, как по маслу. Теперь я знаю, что все книги (всех авторов, и новичков и знаменитостей!) проходят один и тот же путь: сначала нужно получить две положительные рецензии, потом с текстом работает главный редактор. Странно только одно: книжный рынок у нас такой обильный, что, казалось бы, поддерживать новых авторов никому не выгодно. Оказалось, что это не так. Возможность самореализоваться есть у каждого. Это трудно - взять ответственность за свою жизнь на себя. Если ты ничего не пробовал, ничего не сделал, то какое право ты имеешь винить все и вся вокруг в твоих неудачах? Мне кажется, для того, чтобы стать успешным человеком, нужно уметь начинать новое дело, не бояться рисковать. Без этого никогда ничего не добьешься...

- Что важно уметь для того, чтобы быть писателем?

- Во-первых, нужно иметь определенный опыт работы с текстами. А еще любить сам процесс творчества. Мне, например, много дала моя работа в музее, ведь для того, чтобы провести хорошую экскурсию, мало просто знать материал. Надо рассказать так, чтобы заинтересовать слушателей.

- Творчество... А что стоит за этим словом?

- А кто его знает? Может быть, внутренняя энергия, то, как человек организует свои знания? Но этому научиться нельзя... Один великий кинорежиссер сказал, что для него самое главное - не придумать интересный сюжет и оригинальную развязку, но удержать внимание публики на протяжении всего фильма. Мне кажется, это применимо и к литературе. Часто бывает так: придумаешь увлекательный сюжет, садишься писать, но ничего не получается. Почему? Я пришла к выводу, что для того, чтобы появилось вдохновение, желание писать, мне самой должно быть интересно в этой книге что-то помимо основного сюжета: обаятельный герой, какой-то жизненный поворот. Детектив должен быть интересен с первой до последней страницы, а не только в самом начале и на последних страницах, когда наступает неожиданная развязка. Каждый читатель непроизвольно ассоциирует себя с основными героями, думает: "А что бы сделал я на месте этого человека?"

- Однажды я ехала в электричке, набитой битком. Рядом стояла пожилая женщина с вашей книжкой в руках и улыбалась.

- Это самое главное, чтобы люди улыбались! Мне, к сожалению, не повезло: я не встретила ни одного человека, читающего мою книгу.

- В книгах вы используете ситуации, с которыми столкнулись в реальной жизни?

- Почти никогда. В основном я все придумываю. Фантазия, воображение необходимы писателю как воздух, особенно в детективном жанре. Наверное, если бы я решила донести до людей свои рассуждения и мысли, я написала бы какое-нибудь эссе или роман. Но я в себе такой потребности не чувствую. Мне хочется развлекать людей, помочь им хорошо отдохнуть!

Смотрите также:

Также вам может быть интересно