ТЫ ЛЮБИШЬ его, он вроде бы даже любит тебя. У вас большое и красивое чувство. Вас двое, это прекрасно, и никто никогда не затопчет грязными ногами нежный и беззащитный цветок вашей неземной любви. С друзьями-подругами вы, как могли, разобрались, бывшие любовники и любовницы пребывают в пожизненной отставке, и теперь вроде бы ничто не предвещает беды. Увы, не все в этой жизни так хорошо и просто...
И у нас все было так - я, он, широкая кровать, и пусть весь мир подождет. Все, как обычно и очень банально, упиралось в квартирный вопрос. Дело было вовсе не в том, что нам негде было любить друг друга, с этим, слава Богу, все было в порядке. Мы просто хотели жить вместе - вместе просыпаться и засыпать, строить общие планы, заниматься любовью не только когда и где случится, а везде и как хочется. Это было его решение, к которому я отнеслась с приличной долей недоверия и скептицизма. "Давай жить вместе, - сказал он и так широко улыбнулся, что я вполне могла увидеть его невыросшие зубы мудрости. - Пару-тройку месяцев поживем у меня, а потом определимся с деньгами и будем снимать квартиру. Я поговорил с мамой - она согласна!" "Еще бы она была не согласна?! - резонно, но, правда, тихо и про себя, возмутилась я. - Такую невесту сын отхватил: учится, работает, хороша лицом и фигурой, не наркоманка и не потаскуха". По ширине и напряженности маминой улыбки, выплывшей мне и моим чемоданам навстречу, я поняла, что она разделяет мое собственное мнение по поводу моих же собственных достоинств. Я с пониманием улыбнулась ей в ответ, и зажили мы втроем душа в душу.
CЕМЕЙНОЙ идиллии хватило недели на полторы, не больше. Я стала замечать, что на мои хрупкие плечи медленно, но верно ложатся все обязанности по дому - я гладила, стирала, готовила на всю семью, и все это после учебы в институте и смены на производстве. "Проверяет", - подумала я и обреченно подставила свои хрупкие плечи под все вышеперечисленное барахло.
Какие влюбленные не ссорятся? Нет таких, и вы сами это прекрасно знаете. Знаю и я, поэтому нашим рядовым перебранкам я никогда не придавала особого значения. Ну полаялись, подулись друг на друга, через час снова тишь да гладь да божья благодать. Милые бранятся - только тешатся - народная мудрость, между прочим. Однажды после какого-то из наших с любимым конфликта его мама ласково отвела меня в сторонку и свистящим шепотом очковой змеи поведала мне в самое ухо о том, что ее мальчик весьма нервный и нездоровый человек (вот бы никогда не подумала!) и чтобы я не смела лишний раз травмировать его и так неплохо травмированную психику. "Заботится", - подумала я, и отныне мы стали выяснять отношения только при закрытых дверях и преимущественно пантомимой. Моя нежная артистическая натура с трудом переносила такие жесткие рамки, и я загрустила. Стала меньше и тише разговаривать, перестала смеяться и практически ничего не ела. Моя новая родственница с нескрываемым энтузиазмом восприняла и этот факт перемен в моем настроении. "Что это она у тебя такая кислая? Больная, что ли?" - допытывалась она у моего любимого. Он предпочитал отмалчиваться. Когда она наконец подошла с этим вопросом ко мне, я попыталась доступно объяснить ей, что настроение мое, здоровье - тоже, я никого не трогаю и со своими делами - спасибо вам, конечно, за беспокойство - разберусь сама. Она воинственно приподняла бровь и "отбрила" меня приблизительно так: "Ты живешь в моем доме, и я не позволю тебе здесь так выкаблучиваться! Так что научись вести себя соответственно". У меня было чувство, что мне плюнули прямо в лицо, а потом еще пнули под зад. Хорошо так пнули, с душой... "Спасибо за совет. Извините", - ответила я, и этим же вечером начала пытать своего ненаглядного, когда же мы наконец будем жить отдельно. "Тебе что, здесь не живется?!" - удивился он до боли знакомой интонацией. "Ну, понимаешь, мама..." - вяло мямлила я. И тут я услышала и поняла все: она - да цены ей нет! - приютила нас, кормит, поит, одевает (этот момент я, видимо, как-то пропустила), и вообще она его Мама!!! Мама она ему, ну что с этим поделаешь?! Я должна быть благодарна ей за то, что она, героиня, подарила этому бездарному миру, и мне в том числе, такого прекрасного человека, как ее сын и мой любимый, а я вместо этого... Меня откровенно тошнило от всего этого - от лицемерия, притворства, подхалимства, но я, как могла, старалась сдерживаться, хотя бы ради него, а он... А что он? Он ее сын, а она его мать. Теорема, не требующая доказательства. Аксиома, с которой надо примириться. И я, видит Бог, как только не мирилась.
Как-то раз его мама увидела, как ее сын сам гладит себе брюки. Мы проспали на работу, я впопыхах собиралась и, ничего не успевая, как-то не уследила за этой своей оплошностью. Мама как коршун накинулась на него, с криками вырвала эти несчастные штаны, недолго думая накинулась на меня и стала выговаривать, "чтобы я не смела из ее сына делать тряпку, что он мужчина, а утюг - это по моей части, и чтобы я не забывалась". Технично так выговаривала, а я стояла и очень красочно проникалась чувством великого презрения к самой себе. "Извините", - ответила я ей.
А дальше все шло только по нарастающей - как снежный ком наворачивалось одно к другому. Она начала подслушивать наши разговоры, и я автоматически перестала полноценно общаться со своим любимым. Шурша халатом, она стояла под дверью и просто слушала. Наверное, пыталась уловить, как я делаю из ее сына тряпку. "Милый, она же за нами шпионит!" - возмущалась я. "Не говори глупостей, она моя мама". Она систематически рылась в моих вещах, читала стихи и письма, которые я писала отнюдь не ей. Я чувствовала, что буквально схожу с ума.
Это была моя ошибка, и я знала это. Нельзя было переезжать к ним, нельзя было жить с ней под одной крышей и выкладывать ей, как на блюдечке, все наши переживания и чувства. Когда мужчина оказывается зажат между двумя любящими женщинами, непременно будет война. Мама любит его по определению, а ты, как ни крути, все равно пришлая. Как бы ты ни вела себя - все равно все будет не так: любишь его слишком сильно - мать ревнует и боится, что ты можешь отобрать у нее сына; любишь мало или не обращаешь на что-то достаточного внимания - а зачем ты тогда такая им (ему и ей) нужна? - найдут и получше. За свои ошибки каждый расплачивается только сам. Я люблю его. До сих пор люблю, хотя мы и расстались. Все так неумолимо уходило и портилось, как песок сквозь пальцы, что я решила уйти, просто чтобы не возненавидеть его. Я не хотела с ней воевать, он не хотел никем жертвовать и не понимал, что меня надо защитить, а она... а что она? Она просто была и остается его матерью. И это, к сожалению, или, может быть, для кого-то и к радости, аксиома.
комментирует психолог П. Краснова:
ВСЕМ известно, что отношения свекрови и невестки - чрезвычайно тонкий момент в жизни молодой семьи. С психологической точки зрения, здесь все достаточно просто - к невестке ушел любовно выпестованный ребенок, сын, и почти каждая мать-свекровь так и не может до конца смириться с этим естественным жизненным фактом. Конечно, она ревнива, ей жаль делить сына с другой женщиной - ведь ему она посвятила всю жизнь. Но ведь и ее в этой ситуации можно понять. Многие считают идеальным вариант, когда молодая семья начинает жить отдельно от родителей. А как быть тем, кто не имеет такой возможности? Молодым хозяйкам приходится очень нелегко, когда они попадают в устоявшееся хозяйство свекрови. И какой бы чудесной, отзывчивой женщиной ни была ваша свекровь, все равно проблемы во взаимоотношениях с ней обычно возникают. Но если вы попробуете воспринимать ее не как мать вашего любимого, не как свекровь-кровопийцу, а просто как нормального живого человека, с которым вам волею судеб приходится делить кров и у которого непременно есть масса заслуживающих внимания качеств, все будет гораздо проще и достойнее. Ведь, по большому счету, свекрови важно, чтобы невестка любила ее сына, а все остальное наладится. Конечно, если вы сами в этом заинтересованы.