Пролистав старые газеты (ХIX - начало XX вв.), я так и не нашел ни одной публикации, где бы описывалось празднование народом Иванова дня (дня Ивана Купалы). И немудрено. Церковь строго следила за тем, чтобы никак не поминался старинный обычай, соблюдаемый русскими со времен язычества. В Иванов день православные отмечают свой праздник - Рождество Иоанна Предтечи, а о языческом нигде ни слова. Вот только почему-то каждый год газетные хроники сообщали о резком увеличении в ночь с 6 на 7 июля количества пожаров и найденных поутру утопленников.
КАК НИ старались церковники, но заставить русского человека забыть Ивана Купалу так и не смогли. Да и как тут забудешь, ночь-то единственная в году и поистине волшебная: полная страхов, ужаса, таинственной силы, неподвластной человеческому разуму, и безумной любви. В эту ночь бедный мог стать богатым, убогий выздороветь, а сирый преобразиться. С древних, самых языческих времен любой ребенок на Руси знал, что только в ночь на Иванов день "небеса разверзаются". Всего на несколько мгновений. У того, кто этот миг поймает да успеет желание загадать, оно исполнится тотчас! Правда, дело это опасное. Тут главное - не перестараться. В русских сказаниях есть истории о девушках, успевших на Ивана Купалу пожелать для себя пышную грудь, и о юношах, попросивших увеличить свои мужские достоинства. Но, увы, видать, слишком страстными желания их были, и потому одни после этого обречены были всю жизнь "закидывать свои груди через плечо", а другие - "обматываться членами вокруг пояса".
Но такие досадности русского человека не пугают. Да и чего страшиться, если вся природа на Ивана Купалу ликует. Из земли исходит неведомая энергия, выворачивающая закопанные в недрах клады. У травы появляется таинственный блеск, наполняющий ее целебными свойствами. Зверье начинает разговаривать друг с другом, словно кумовья на завалинке. В полночь на мгновение распускается цветок папоротника, и тот, кто однажды его увидит, станет понимать язык деревьев, зверей и птиц, будет видеть спрятанные сокровища. В эту же полночь зацветает "разрыв-трава". Стоит только к ней прикоснуться, и нипочем тебе будут любые замки и запоры (вот ведь счастье-то для взломщиков). А поутру, до восхода солнца, в поле вырастает стебель пшеницы с двумя колосьями. Под этим колосом в земле зарыты два золотых амулета - самый могучий талисман, обладающий древнейшей языческой силой против любых напастей.
Роса, венок и осиновый кол
Даже роса в эту ночь становится необыкновенно живительной. Испокон веку люди эту росу пили. Считается, что Иванова роса продлевает жизнь, а зачатый на этой росе ребенок будет необыкновенно здоровым и красивым. Поэтому-то ночь на Ивана Купалу издревле считалась "ночью любви". Но прежде чем предаться любовным утехам или искать заветный папоротник, необходимо соблюсти обережные ритуалы. Ведь таинства Ивана Купалы влекут к себе не только человека, но и всю нечистую силу в округе. В особенности ведьм и русалок. Для защиты от них в доме развешивают осиновые ветки, а на крыше втыкают побольше лопухов. Из полыни свивают пояс, "чтобы ведьмы в спину не прокляли", и сплетают из нее же венок, "чтобы русалки на дно не утащили". Выбрав поляну у реки, костер разжигают из прошлогодней соломы, березовых веток, старых своих вещей и домашней рухляди. Сюда же, в огонь, желательно бросить старое колесо от телеги. В горящем среди ночи колесе может внезапно отразиться солнце, и тот, кто это увидит, всю жизнь проживет счастливо. Ведьмам от костра Ивана Купалы нужна зола. Чтобы отогнать нечистую, вокруг него водят хоровод и поют песни. Для очищения духа через костер прыгают голыми. Если прыгнули вдвоем и в огне рук не разорвали, значит, быть вам всю жизнь вместе. Разомкнете руки - лучше и не пытайтесь создать ячейку общества. Затем в реку голышом - тело и душу очистить. Да и вообще - купальская вода приносит счастье и здоровье. Но прежде, чтоб русалок отогнать, бросьте в воду побольше крапивы и венков из полыни. А после купания - кто на купальской росе "кувыркаться", кто цветок папортника и "разрыв-траву" искать.
Не лезьте в воду пьяными - их русалки больше других любят. За папоротником с огнем не ходите. При огне он все равно не зацветет, зато лес загорится быстро. А ведьмаков прогонять следует исключительно осиновым колом.