Что такое сегодня пиар, в точности, наверное, не знает никто. Но бум на эту профессию наблюдается вот уже 2-3 года. Слово это пришло к нам с буржуазного Запада - Public Relation - дословно, общественное отношение, а по существу - связи с общественностью. Надо сказать, что и сама эта профессия, как все прилетающее к нам с Запада, и то, что мы с легкостью сжираем, по методам своей работы, по самой ее сути носит абсолютно американский характер и рассчитана на американский менталитет. Может, поэтому наш русский пиар сегодня во многом напоминает игру в него.
ВПРОЧЕМ, обо всем по порядку. Кто эти люди, чем они занимаются и где этому можно научиться?
Никаких институтов, специализирующихся на изучении этой области знаний, у нас пока нет. Впрочем, это, наверное, дело времени. По крайней мере, все к этому идет - во многих гуманитарных вузах организуются группы по пиару, открываются кафедры связи с общественностью; год от года издается огромное море учебников и пособий - к этой профессии уже подходят как к науке. Пиар сегодня - это отдельная и очень большая область социопсихологии, ведь, для того чтобы быть хорошим пиарщиком, надо быть хорошим психологом.
Пиарщики - люди самые разные, но всех их объединяет одно: мотор в заднице, потому что активности этим ребятам не занимать.
Хорошего пиарщика редко можно застать дома. Он на ногах с самого раннего утра: институт, офис - один, другой, третий, переговоры, вместо обеда - бутерброд с маслом и докторской колбасой, вечером - клуб, и тоже один, другой, третий. Основное средство связи с ним - пейджер и мобильник. Часто пиарщик не находит минуты, чтобы оплатить счета.
Одеваются пиарщики совершенно по-разному, но, как правило, стильно. Кто-то надевает строгий костюм с уголочком платка в кармашке пиджака - таких немного, в большинстве своем на них хорошие, дорогие шмотки из магазинов стильной молодежной одежды.
Пиарщик часто представляется человеком "себе на уме". Он говорит с тобой вроде бы обычно, но в голове у него безостановочно работает моторчик, он все время обдумывает новые планы, новые идеи: куда "пробить" тот или иной проект, как его лучше "засветить".
Кстати, разберемся наконец, чем же они все-таки занимаются.
Основные места обитания пиарщиков и работы пиар-службы - это СМИ: телевидение, радио, газеты, журналы; на звуко- и видеозаписывающих компаниях, в фирмах, занимающихся производством массовой продукции, которую необходимо рекламировать; в компаниях, занимающихся прокатом фильмов в кинотеатрах, наконец, в самих кинотеатрах и прочих местах массового посещения: клубы, рестораны, большие магазины, спортцентры.
Итак, по порядку: ты - пиар-менеджер какой-нибудь газеты. Твоя основная задача раскрутить это издание, сделать так, чтобы оно было "у всех на устах". Способов это сделать - миллион. Твоя задача - найти самый недорогой и действенный, а также чтобы он не навредил имиджу газеты.
Ты часто видишь логотипы разных изданий на афишах концертов, в рекламах новых кинофильмов, на альбомах разных групп? Знай, это работа пиарщика. Это называется "информационное спонсорство" - самый распространенный и, что важнее, бесплатный способ раскрутить издание.
Если ты "пиаришь" какую-нибудь звезду, твоя задача, наоборот, "пробить" ее фейс на обложку какого-нибудь издания или сделать интервью, иными словами, благодаря тебе твой объект должен стать звездой. Обычно это делается в обмен на "засветку" того или иного издания в качестве информационного спонсора концерта или альбома твоей звезды. Такой метод пиар-работы называется "бартер". Он самый распространенный. Примерно по такой же схеме ты можешь "пиарить" какую-нибудь телевизионную программу: публиковать интервью с ведущими, делать рекламные заметки о программе в газетах и журналах в обмен на сообщение об этом издании в программе. Заметь, как Дибров много раз агитировал в своем "Счастливчике" за журналы, где на обложке было его лицо.
Если ты пиар-менеджер в каком-нибудь клубе, это сложнее, так как взамен на рекламу клуба в том или ином издании ты не можешь никак прорекламировать их по "бартеру". Но можно придумать вечеринку в клубе под эгидой издания. Вот и все - и овцы целы, и волки сыты.
Пиар будет для тебя не самым сложным родом занятий, если ты умеешь и хочешь общаться, видишь человека насквозь и полон стремления добиваться своей цели. Ты должен знать здоровую кучу телефонов всех редакций и разных "больших" людей. Это называется "пиар-базой".
Так что иди в эту профессию, если хочешь получить хороший опыт общения, заиметь связи и просто быть крутым челом. "Пи-арщик" - это звучит если не гордо, то уж, по крайней мере, модно.