ОТЛИЧНИЦЕЙ я была всегда. Но, как оказалось, чтобы окончить школу с золотой медалью, недостаточно хорошо учиться все 10 лет. Нужно еще образцово сдать выпускные экзамены. Медальные письменные работы (сочинение и алгебру) проверяют две комиссии - районная и областная. Вызвать трепет их прожженных душ весьма трудно - проверено на себе.
CОЧИНЕНИЕ было первым. Некоторые темы я узнала заранее - Гоголь, Лермонтов, Виктор Астафьев. Сумки с учебниками и шпаргалками пришлось оставить в коридоре. Когда я в очередной раз вышла из класса, чтобы проконсультироваться с любимым учебным пособием, за спиной неожиданно появилась завуч. Сработал школьный инстинкт: я судорожно засунула книгу обратно в сумку и сделала вид, что смотрю в окошко. "Наталья! - зазвучал строгий голос завуча. - Не надо никуда торопиться. Возьми учебник, сядь за стол и внимательно все прочитай. Когда все запомнишь, тогда и пойдешь в класс". Впрочем, к концу работы учебники и тетради лежали у всех на столах совершенно свободно. А потенциальным медалисткам книги давали сами учителя.
На выпускное сочинение отводится 6 часов, но к отличникам это не относится. В первый день мы писали часов 8. На большее нас просто не хватило - мозги отказывались соображать. (Через семь с половиной часов напряженной работы медалистка Маша повернулась ко мне с вопросом: "Сколько "н" пишется в слове "военный"?") Но это был далеко не конец. Оказалось, что моя работа учителей не устраивает - тему, по их мнению, я выбрала неудачно, да и раскрыла ее не так, чтобы очень. Домой меня отправили с жестким требованием: все переписать и утром явиться в школу с приличным сочинением.
Вечером я напряженно работала. Почитала умные книги, обзвонила друзей-филологов, получила ценные рекомендации и написала черновик.
Утром в школе всем медалисткам раздали их работы, прочитанные и прокомментированные. "Переписать", - вынесли приговор учителя. За два часа мы перекатали наши опусы в новые тетради (я списывала с черновика) и с чувством выполненного долга пошли домой.
Прежде чем отправлять медальные работы на проверку в районную комиссию, их необходимо проверить в школе, поставить оценки (естественно, пятерки) и написать рецензии (естественно, положительные). Уходила я последней и имела шанс наблюдать работу школьной комиссии.
Конечно же, в наших сочинениях не обошлось без ошибок. Их пришлось исправлять самим проверяющим: директриса аккуратненько подтирала лезвием ненужные буквы, а столпившиеся вокруг учителя советовали, как сделать это лучше.
Разговоры учителей выглядели следующим образом:
- Так. Что еще писать в рецензии?
- Напиши про композицию.
- Работа отличается стройной композицией...
- А она отличается?
- Нет вообще-то. Ладно, тогда не буду. А про язык что сказать? Какой бывает язык?
- Литературный.
- Выразительный.
- А я чего написала? "Язык работы грамотен и выразителен". Как-то не по-русски. Ну ладно. Ой, а тут у нее стилистическая ошибка. Отметить или сделать вид, что мы не заметили?
- Не отмечай, авось проскочит.
...Что еще сказать? С алгеброй было примерно то же. Медаль я все-таки получила. Жаль только, что она не из золота, а просто покрашена желтой краской. Железяка, одним словом.
комментарий
Преподаватель литературы одной из московских школ, пожелавший остаться неизвестным:
- Рассказ девочки меня не удивляет. Данная ситуация характерна практически для всех средних учебных заведений. Медалистов иметь престижно, выгодно, и в средствах достижения этой цели у нас не стесняются. К сожалению, золото школьных медалей давным-давно обесценено. Впрочем, ребята их получают неплохие; пусть им будет хоть чуть-чуть легче поступать в вузы, имея преимущество перед многочисленными блатными.