Началось все это давно, еще в бытность мою ученицей 11-го класса гимназии при Финансовой академии. Как-то раз занудный тип, совершавший вялые попытки довести до нашего сведения принцип категорического императива Иммануила Канта, на занятие не явился. Вместо него нам на растерзание прислали веселенького, бодрого мужика, на поверку оказавшегося преподавателем кафедры философии пресловутой академии. Взглянув с легким любопытством на моих одноклассников, склонившихся над вариантами вступительных экзаменов по математике (репетиторы свое дело знали!), он, к общему изумлению, не стал повествовать о нюансах трансцендентального единства апперцепции, а заговорил простым и понятным человеческим языком: "Дорогие мои, - вопросил он, - а скажите-ка мне, зачем вам, собственно, понадобилась Финансовая академия? Отвечаем в порядке живой очереди".
Вот тут-то и выяснились удивительные вещи: практически никто из нас не жаждал пополнить ряды банковских служащих и видных экономистов. Из всего класса только один уникум смог с чистой совестью сказать, что идет в злополучный вуз по призванию. Остальные, постеснявшись, признали, что папа-банкир (мама-бухгалтер, бабушка-счетовод) мечтает, чтобы любимое чадо продолжило семейные традиции. Ну и опять же материальная сторона вопроса... Наслушавшись этих речей, я обрадовалась, потому что уже успела почувствовать, что экономика - не совсем мое, а идти в неправильном направлении всегда приятнее толпой. Тогда я еще не знала, что это только начало эпопеи под названием "Мы с тобой одной крови".
Сразу говорю: в стенах ФА любое юное дарование понимает, что попало по адресу. Уже через несколько недель общения с народом выясняешь: каждый второй либо в театральной студии играет, либо музыку пишет, либо стишками балуется, а то и все вместе. Этакие Леонардо да Винчи наших дней. Само собой, у всех в плане второе высшее - для души: балетное училище, журфак МГУ, Гнесинка... Причем этот "наполеоновский размах" постепенно материализуется: две девушки, вместо того чтобы трудиться по специальности на ниве страхового бизнеса, поступили в "Щуку" (театральное училище), а молодой человек с "Кредита" сколотил рок-группу и всерьез воплощает в жизнь давнюю мечту о карьере музыканта.
Да и alma mater, к слову сказать, относится к подобной активности более чем лояльно: наша ректор даже собственный драмкружок и вокальный ансамбль организовала, по всей видимости, справедливо полагая, что финансист в России больше, чем финансист: он по совместительству еще и актер, и рифмоплет, и сладкоголосый исполнитель народных мотивов (для иностранных кредиторов, к примеру, можно воспроизвести жалостливое "По приютам я с детства скитался...", а слух родной налоговой инспекции возрадуется гражданственно-патриотическому "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью..."). Так что талант в любом случае не пропадет: коль не сложится что-то на нелегкой творческой стезе, с горьким вздохом возьмем диплом экономического вуза в лапки и пойдем сверкать способностями в финансовой сфере. А на виолончели можно и дома побренчать.
В общем, современный опыт вносит существенное дополнение в старое доброе правило: "Нет призвания - иди в экономисты". Усовершенствованный вариант звучит примерно так: "Кем бы ты ни хотел стать, иди в экономисты". Так оно вернее будет. Как говорится, на месте разберемся.