Это страшное слово до сих пор шепотом произносят бабушки всех дворов, трепеща священным ужасом и праведным гневом одновременно. Панк - глубокое, емкое и загадочное понятие; причудливое явление нашей суетной бестолковой жизни.
ОБЛАДАТЕЛИ этого определения, задрав нос, дефилировали по моему двору, еще когда я пешком под стол ходила и никак в музыкальном пространстве сориентирована не была. Но панки явно были героями. Кого чаще всего выгоняли из школы? Кто первым снял ненавистную форму? И наконец, кто был осведомлен о последних новинках западного шоу-бизнеса? Во времена, когда убогие 90-е только-только поманили ветром перемен, эти самые бабушки, некогда директрисы школ, инспектрисы по делам несовершеннолетних и просто бдительницы общественной морали, запрещали нам думать, ходить на диско и выделяться из толпы. А мы ничего такого и сделать не могли - только молча завидовали ИМ, которые нашли в себе мужество послать все на... и уйти в свободное плавание по пути перестройки... Панкам! Да, блин, именно они были пионерами, внедрявшими в сознание масс и партработников, что пришло новое время и нас уже не остановить... И было абсолютно не важно, какую музыку они слушают - Sex Pistols, Off Spring или Led Zeppelin. В нашей стране панк никогда не был понятием чисто музыкальным. Главное, что имели панки, - их протест. "Пошли все в жопу" - так сейчас поют самые знаменитые панки "Наив". И если тогда это было бы идеологически оправданно, то сегодняшний панк вызывает у меня недоумение. Что такое панк сегодня?
Вот встречаю я вчера своего соседа-панка. "Вася, - говорю ему, - застегни ширинку-то, надует". А он говорит, что скоро настанет великий хаос и я первая буду без штанов ходить. Я ему, конечно, не поверила, но на всякий случай оставила номер телефона, пусть, если что, предупредит. Уеду на ПМЖ в Гондурас. А если серьезно, то на вопрос, в чем сила панка, он ответил, что в неверии в "ваши сраные буржуйские ценности" и в полной непримиримой оппозиции. Ага, понимаю я, кодовое слово - "непримиримость". В России панк - это состояние души. Явлинский, наверное, тоже панк.
Главное созвучие к слову "панк" - это андеграунд. По крайней мере, так хочется думать самим панкам. Но грань между эксплуатацией противопоставления и бескомпромиссностью по отношению к мейнстриму такая маленькая-маленькая. Настоящие "душевные" панки всегда в подполье. Никто из них никогда не будет уговаривать меня бросить учебу-работу, порвать на себе рубаху, провозгласить в семье анархию и по этому поводу гулять до двенадцати. Настоящие панки - это динозавры. Я их никогда не встречала, но уже безумно уважаю. Потому что, как поговаривают в салонах по стрижке ирокезов, они - в глубоком подполье и в полной противоположности к обычным, простым русским панкам.
Предки не купили новую косуху, работы с имеющимся IQ нет в природе, девчонки не дают, ты лежишь в луже собственной блевотины, и тебе хорошо - вот что значит панк в сегодняшнем, чисто русском понимании этого слова. Ты ничего не можешь в этой жизни, другие, более удачливые, имеют этот мир, но ты "пошли все в жопу-у-у", и тебе станет хорошо. Потому что они уроды, они не понимают истинных ценностей и позволяют какой-то дуре по имени Бритни Спирс петь ее слюнявые песни. На больших рок-концертах волосатые рокеры и панки, обнимаясь, говорят об одном и том же - что нас много, мы вместе, что это, блин, круто. За этими красивыми коллективистскими лозунгами стоит именно их философия и восприятие жизни. И сливаются в едином экстазе ненависти к остальным. А потом они вместе плачут под Шахрина, действительно веря в то, что рок-н-ролл жив. Дорогие мои! Рок-н-ролл мертв, панк как таковой в нашей стране и не рождался, а поп-музыка жила и будет жить всегда. Борьба с несуществующим противником - пустая попытка доказать обществу, что все его блага - дерьмо собачье. Но тот же лидер "Наива" Александр "Чача" Иванов днем работает в банке, носит костюм и галстук. И то, что он делает на сцене по вечерам, видимо, - продуманная идеологическая позиция. И он имеет полное право посылать подальше то, что у него есть, потому что он хотя бы знает, что это такое. А вот как попадет на следующий концерт своей любимой группы Вася, если он действительно пошлет запаривших предков и, следовательно, их зарплату, - для меня загадка. Теперь я знаю. Я не люблю панков потому, что они мешают моему простому буржуазному счастью. Они уверены, что все не так, но никогда ни один из них не говорил мне, как надо.
Один мой приятель, после того как провел сутки на каком-то панковском междусобойчике, долго не мог смотреть на пиво. Просто его по старой доброй традиции пытались посвятить в панки - ему нужно было выпить пива, куда предварительно поплевала вся компания. Когда я попросила его, как очевидца, высказаться о великом панковском протесте, он встал на табурет: "Панки помогли нам добиться свободы и теперь просто не знают, что с ней делать. Достаточной по сравнению с прошлым. Но они ничего не заметили. Эй, ребята, война закончена! Вы партизаните не там, где нужно! Идите в Думу, покажите им свою немытую задницу и предложите новый проект бюджета; уходите в леса и отнимайте обозы с зерном, идущие на экспорт! Если вы просто будете писать под себя - никто жить лучше не станет".
Только, боюсь, это не про нас. Ведь панк - это по-нашему. Это у нас в крови. Бездельник Обломов - хороший, трудяга Штольц - плохой. С детства российскому ребенку внушается немудрая народная отмазка - работа не волк, в лес, как говорится, не... В поддержку трудового рвения в наших мозгах нет ни одной пословицы и поговорки - только красное знамя и призывы надоить больше молока, чем в соседнем колхозе "Завет Ильича". В нашей стране немодно работать. Немодно быть счастливым и преуспевающим. Потому что когда-то те же самые бабульки создали вечный, нержавеющий образ Великого Русского Панка. Который нем, когда ест, глух, когда спит, и туп, когда кто-то типа меня пытается сказать ему, что можно жить лучше.