- Дима, мне нужна кровь! Дайте больше крови! - в какой-то момент мой собеседник вдруг подался вперед, и я увидел, что у него горят глаза. Грешным делом мелькнула мысль: "Ну все, приплыли. Они все здесь вампиры. Живым мне отсюда не уйти". Но, к счастью, мою кровь никто пить не собирался. Человек, сидящий напротив меня, - Геннадий Иванович Никонов - всего лишь хотел обратить мое внимание на насущную проблему Международного центра медицинской пиявки, директором которого он является. А проблема вот в чем: для прокорма содержащихся здесь пиявок не хватает бычьей крови.
Кормят вампиров раз в месяц, и этого вполне достаточно. Благодаря своей анатомии пиявка может обходиться без пищи очень долго - аж до года. Дело в том, что она как бы консервирует кровь внутри себя: закупоривает ее в своих маленьких, но многочисленных желудочках-резервуарах, выделяя вещества, которые предохраняют кровь от гниения. И продают пиявок, кстати, голодными, обычно месяца три не жравшими: чтобы они сразу впивались в жертву и принимались за свое лечебное дело.
ЧТО ЗНАЕМ мы о пиявках? То, что они вампиры. То, что их используют в лечебных целях. И еще то, что смешной Дуремар из "Приключений Буратино" делал на них свой бизнес. Пожалуй, на этом наши знания исчерпываются. А жаль. Для того чтобы заполнить этот вакуум, мы отправились на биофабрику по выращиванию пиявок в Раменский район Подмосковья (к слову, единственное в стране предприятие подобного рода).
Пиявок здесь любят, как детей родных. Их холят, лелеют, чуть ли не персональным именем каждую называют. А как иначе? Пиявка, хоть она и относится к типу кольчатых червей, - существо нежное, восприимчивое и деликатное. Ежели с ней не по-человечески, она капризничать начинает: не ест, в руки не дается. А может и умереть даже. В то же время пиявка оказывает на наше биополе исключительно положительное воздействие. Это похоже на мистику: маленький кровосос отлично чувствует ауру человека и природную энергетику (оказывается, не только дельфины наделены этим даром). Именно пиявка стала первой жертвой чернобыльской катастрофы. И еще Фридрих Ницше называл ее духовным санитаром планеты.
Из-за того, что пиявки так сверхчувствительны, не каждого человека допускают работать с ними. Чтобы попасть в обслугу на биофабрику, мало быть добрым и жизнерадостным, надо быть трудолюбивым. Ухаживать за кровососами - это, доложу я вам, кропотливая работа. Занимаются ею лаборанты-выращиватели, их здесь 15 человек. Все - женщины.
- Мужчина по складу своего характера не подходит для этой работы, - считает завлабораторией гирудологии (гирудология - это, собственно, и есть пиявочное дело) Елена Александровна. - Мужчина не приспособлен к рутине. Он ни морально, ни физически не в состоянии перелопатить за одну смену тысячи пиявок.
"Перелопатить" - значит накормить и промыть. Наши маленькие герои живут в больших стеклянных банках, откуда их периодически извлекают. Им нужна особая температура воды (не больше 250 С), особое освещение и даже особая музыка - тихая, спокойная. Так вот, каждой новой работнице здесь назначают испытательный срок: "Недельки две повозитесь с нашими вампирами, а там посмотрим. Если они в вашем присутствии будут веселы и здоровы, будут резвиться и не станут отказываться от пищи, тогда добро пожаловать. В ученики к лаборанту".
Единственная пища, которую потребляют пиявки, - это кровь. Два раза в неделю на биофабрику завозят по полтонны бычьей крови, но этого явно не хватает, ведь большинство мясокомбинатов сейчас использует забугорное мороженое мясо.
Привезенную на биофабрику "пищу" разливают по бидонам и хранят в холодильниках. Процесс кормления выглядит так. Кровь наливают в широкую кастрюлю, подогревают, а потом опускают в нее специальную посудину, куда кладут нескольких пиявок. У специальной посудины дно сделано из так называемой сенюжной пленки (это плотная оболочка, покрывающая изнутри слепую кишку у коров и быков; в такую оболочку, кстати, колбасу с сосисками обычно упаковывают). Пиявки присасываются к пленке и сквозь нее пьют бычью кровь, причем в диких количествах: одна особь способна "скушать" в пять раз больше собственного веса.
Вот мы и подошли к главному - к гирудотерапии. Против каких болезней применяют пиявок? Легче назвать те, которые не входят в этот знаменательный список. Потому что лечат склизкие кровососы от многих и многих недугов. В первую очередь - от сердечно-сосудистых. Потом - от гинекологических, кожных, глазных, геморроя, бесплодия и мигрени. В списке также - простатит, отиты и даже импотенция.
- Неужто прямо на это место и ставят? - ужаснулся я, сидя в кабинете директора Геннадия Ивановича и внимательно слушая его. - Так это ж она всю кровь из органа высосет, какая, наоборот, после этого потенция?
- Да нет. Ставят их на копчик, на лобок, ближе к анусу. При других болезнях точек постановки множество. Причем пиявка сама их находит. Это биологически активные точки, так называемые точки иглоукалывания. А если поставить наших милых вампирчиков на чакры, то значительно улучшится общее самочувствие - говоря медицинским языком, нормализуется психосоматический статус. Кроме того, из компонентов, которые выделяет пиявка, делают разные кремы, мази и т. д. Есть мазь от прыщей, например. Крем после бритья.
Увы, после употребления пиявок сразу уничтожают - опускают их в раствор хлорамина, а потом банально выбрасывают в канализацию.
- Не жалко питомцев-то? - горестно вздыхаю я. - Вы, кажется, так их любите...
- Ох, жалко, - вторит директор. - Конечно, любим, но людей-то тоже любим. Вот и приходится жертвовать одними ради других.
Пиявки полезны и от похмелья. Ведь что такое похмелье с точки зрения кардиологии? Кровь плохо циркулирует по организму, она тягуча, все сосуды сужены. Пиявка выделяет в кровь биологически активные вещества, тем самым разжижая и "облагораживая" ее. Бодун проходит, человеку становится легче.
...В цеху на полках в десятки рядов стоят стеклянные банки с плавающими в них кровососами. Беру в руки одного из них. Как истинный червь, кровосос начинает извиваться на моей ладони, то вытягиваясь, то сжимаясь в комок. По краям у него - две присоски. Одна - большая, для того, чтобы можно было закрепиться на поверхности, как бы приклеиться к ней. Другая, поменьше, почти незаметная, - собственно, и есть сама пасть. Пытаюсь заглянуть туда.
- Знаете, у нее ведь челюсти из 270 зубов, расположены они в три ряда, - приходит мне на помощь Елена Александровна. - Но зубчики мелкие-мелкие. Ими она пропиливает кожу на полтора миллиметра, а потом начинает сосать.
Я поеживаюсь:
- Больно, наверное, когда прокусывает?
- Не очень. Сначала похоже на то, как жалит крапива, но это быстро проходит - пиявка сама обрабатывает ранку анальгетиками.
...При выходе из цеха замечаю плакат, висящий здесь с незапамятных времен: "Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу".
Ни социализма, ни коммунизма в стране и в помине нет, а люди, работающие на общую пользу, остались. На биофабрике по производству медицинской пиявки...